Жертва потрясания

Жертва потрясания
I. При приношении различных -> жертв отдельными их частями потрясали пред Господом, т.е., взяв в руки, трясли ими в воздухе. Согл. Лев 8:27-29; Чис 6:19 и след., священник, по-видимому, клал определ. часть жертвы на руки тому, кто ее приносил, брал его за руки и двигал ими; из описания не ясно, были ли это движения из стороны в сторону или вверх и вниз. Потрясаемые т.о. куски жертвы впоследствии принадлежали священнику (исключение: посвящение Аарона в Исх 29:27 и след.; Лев 8:25-29), к-рому вместе с семьей разрешалось есть Ж.П. на ритуально чистом месте (Лев 10:14). Т.о., употребление Ж.П. в пищу не было привязано к святилищу, как при жертве за грех и при хлебном приношении. Потрясание, вероятно, призвано было выражать тот факт, что эти части жертвы, к-рые внешне просто переходили из владения жертвователя во владение священ-ника, в действительности приносились в жертву Богу, Который затем оставлял их священнику. Ж.П. приносили в след. случаях:

1) при посвящении в священники. При посвящении Аарона, когда роль священника при принесении жертвы исполнял Моисей, для обряда потрясания пред Господом и послед. сожжения использовались тук, т.е. жир (курдюк, жир с внутренностей; -> Тук -> Овен, I,1), и правое плечо (-> Жертва) овна (т.е. барана) посвящения и, кр. того, один опреснок, один хлеб с оливковым маслом и одна лепешка. Грудь барана, после потрясания ею пред Господом, была долей Моисея, исполнявшего обязанности священника (Исх 29:22-26; Лев 8:25-29). Не совсем ясно, почему в данном случае было сожжено плечо барана, к-рое обычно вместе с грудью составляло долю священника. Объяснение этому, возм., содержится в Исх 29:27 и след.: грудь и плечо барана при посвящении Аарона необходимо было раз и навсегда освятить священникам как их долю; тогда мы можем предположить, что при всех последующих посвящениях в священники обе эти части получал действующий священник;

2) при приношении мирной жертвы потрясали жиром и грудью барана, а иногда, видимо, и плечом. Жир сжигали, а две остальные части доставались священнику (Исх 29:22-28; Лев 7:29-34; 9:18-21). При мирной жертве -> назорея, обет к-рого закончился, священник, кр. того, получал сварен. плечо барана, пресный пирог и пресную лепешку после потрясания ими пред лицем Господа (Чис 6:19 и след.; см. также Втор 18:3);

3) на второй день праздника Опресноков (-> Пасха, III,2) потрясали первым снопом как начатком нового урожая (Лев 23:10,11; в Синод. пер. - "возносили сноп пред Господом", ср. ст. 15);

4) в праздник Седмиц в качестве Ж.П. приносили двух агнцев мирной жертвы и два хлеба первого плода (Лев 23:17,19, 20);

5) при принесении жертвы повинности (один баран и оливковое масло) исцелившимся от проказы (Лев 14:12,21 и след.) потрясали целым животным, перед тем как заколоть его.