Устав

Устав (устройство, установление, порядок), устраивать, устроенный
I. "Бог не есть Бог неустройства, но мира" (1Кор 14:33). Это высказывание ап. Павла наиболее точно отражает сущность библ. понятия, к-рое в Синод. пер. чаще всего передается словом "устав". У. и -> мир связаны друг с другом так же, как беспорядок связан с отсутствием мира. У. - это установление, создающее мир и способствующее его поддержанию. Там, где руководствуются У., вс¨ приходит в установленный порядок. Т.о., соблюдение У. является своего рода залогом искупления (спасения).

II: 1) из начальной "безвидности и пустоты" (Быт 1:2) был устроен упорядоченный мир, к-рый оказался "хорош весьма" (ст. 31). В этом мире Бог установил порядок: дал У. времени, водам, светилам, живым существам (Иер 31:35 и след.). Эти У. (ср. Быт 8:22) способствуют сохранению сотвор. мира, они - стены, хранящие мир от губит. неустройства;

2) спасит. воля Божья стоит и за всеми ус-тановлениями, к-рые Он определил падшему человечеству. Чтобы устранить беспорядок, войны, убийства и разбой, Бог установил высшие -> власти (Рим 13:1), задача к-рых - сохранять мир и порядок; начальник - это "Божий слуга" и "отмститель в наказание делающему злое" (ст. 4);

3) в Божьих установлениях нуждается не только падший мир, но и Христова Церковь, поскольку она подвергается атакам сил зла. Поэтому установления, обеспечивающие мир и порядок в жизни Церкви, проходят через всю Библию. Наряду с общими увещеваниями о том, что "все должно быть благопристойно и чинно" (1Кор 14:40), встречаются указания, к-рые касаются практической церк. жизни: при пре-ломлении хлеба надо следовать определ. порядку и не нарушать трапезу своей недисциплинированностью (1Кор 10); при проведении богослужений следует руководствоваться нравств. установлениями (1Кор 11), чтобы не дать места проискам дьявола; духовными дарами следует распоряжаться по установ. Богом порядку (1Кор 12); нельзя нарушать порядок богослужения (церковного собрания) и давать неверующим повод для нападок (1Кор 14). НЗ призывает руководи-телей общин к особо добропорядочному об-разу жизни и служению (1Тим 3:1 и след.; 2Тим 2:1 и след.), а в ВЗ жизнь и служение священников подробно регламентируются специальными установлениями (Лев 1:1 и след.). -> Служение (II,А) -> Деяния Апосто-лов (III) -> Мир;

4) в ВЗ примирение человека с Богом связано с послушанием в вере, с данными Богом У., с жертвоприношениями и изъявлением Божьей воли; в НЗ путь к миру с Богом - это исключит. Иисус Христос и искупит. сила Его смерти. Конечно, бла-гопристойное поведение, т.е. поведение, не противоречащее Божьей воле, сохраняет мир с Богом, но получить этот мир можно только через веру в искупит. смерть Иисуса. "Ибо Он есть мир наш" (Еф 2:14). Своей смертью Иисус нанес поражение аду и дьяволу (1Кор 15:55), поэтому всем, кто во Христе, дарован мир с Богом (Рим 5:1) и дана власть "ходить в обновленной жизни" (Рим 6:4), т.е. жизни, соотв. воле и установлениям Бога. След., для того чтобы вести подлинно добропорядочную жизнь, необходимо сначала постичь верой новые спасит. установления, к-рые Иисус даровал нам Своей смертью и Своим воскресением. Превращение в нового человека происходит в нас по мере того, как Иисус все более завладевает нашей личностью (см. Рим 6:16 и след.). Порядок спасения формулируется так: сначала вера в спасение во Христе, а затем обретение мира Божьего, к-рый упорядочивает жизнь (Кол 3:15) и "соблюдает сердца ... и помышления ... во Христе Иисусе" (Флп 4:7). -> Закон.