Торговля

I: 1) Т. в Израиле занимались в основном чужеземцы, к-рые не могли наследовать земельный надел, а потому купля-продажа была основным источником их доходов. В евр. языке слово "купец" [сохер] букв. означает "разъезжающий с места на место" (Быт 37:28; 2Пар 9:14 и др.). Иногда торговцев называли кенаани - "хананеи" (Иов 40:25 - в Синод. пер. - "Хананейские купцы"; Притч 31:24 - в Синод. пер. - "купцы Финикийские"; Ис 23:8). Уже в Быт 37:25 и след. мы читаем об араб. купцах, везущих на продажу в Египет стираксу, бальзам и ладан. Это им сыновья Иакова продали в рабство своего брата Иосифа. Среди добычи, захвач. израильтянами в Иерихоне, были предметы одежды, изготовленные в Вавилонии (библ. Сеннааре) (Нав 7:21); дома коренных жителей Ханаана "были наполнены всяким добром" (Втор 6:11; ср. Нав 22:8), и можно предположить, что среди этих вещей были и привозные товары;

2) главенствующее положение в международной Т. занимали финикийцы, с их помощью Соломону удалось открыть новые торг. пути (3Цар 9:26-28). Иоиль жаловался на то, что финикийцы уносят из земли израильтян много золота и серебра и торгуют иуд. пленниками как рабами (Иоил 3:5 и след.; Ам 1:9). Богатство и могущество финик. портового города Тира описаны в Иез 27. Оживленную Т. вели арабы (Иов 6:19; Ис 21:13; 60:6), тем не менее по объему Т. они отставали от Тира и Сидона. Порты и прибрежные равнины, через к-рые проходили ка-раванные пути, принадлежали финикийцам и филистимлянам, поэтому израильтяне не могли непосредственно торговать с соседними странами. См. цвет. вклейку 66;

3) однако при Соломоне международная Т. стала процветать и в Израиле. Соломон овладел великими торг. путями, связывавшими Египет с Вавилоном и Дамаск - с побережьем Средиземного моря. Оживившаяся Т. обеспечивала ему значит. доходы (3Цар 10:14 и след.). Кр. того, Соломон занимался посредничеством в Т. лошадьми и колесницами (ст. 28 и след.). Из располож. на юге Ецион-Гавера царь установил торг. отношения с Офиром (3Цар 9:26-28). Но после смерти Соломона израил. внешняя Т. вновь пришла в упадок;

4) что касается внутр. Т., то она существовала в Израиле во все времена, однако была ограниченной как в ассортименте товаров, так и в объеме. Рынки обычно располагались у гор. ворот (4Цар 7:1; Неем 13:15 и след.; -> Продавать -> Право, правосудие). Если сначала Т. носила характер натурального товарообмена, то во времена правления Соломона, как полагают ученые, товары начинают обмениваться на -> деньги (Ам 8:5 и след.), хотя первые монеты относятся к перс. периоду. В Ам 8:5 и след. упоминается о Т. зерном, в Притч 7:19 и след. речь идет о торговой поездке.

II. Во время вавил. плена для многих иудеев Т. стала источником обогащения. В находящемся на севере вавил. городе Ниппуре в результате археол. раскопок были обнаружены сооружения, принадлежавшие большому торг. дому времен первых перс. царей. Надписи, сохранившие имена его владельцев, указывают на то, что это были евреи. В маккавейский период и во времена Ирода предпринимались попытки возродить морскую Т. через порты Яффы (Иоппии) и Кесарии. Т. занимались многие иудеи диаспоры (особенно после разрушения Иерусалима). Так народ земледельцев и скотоводов превратился в народ, занимающийся преимущ. Т.

III. НЗ содержит предостережения тем торговцам, для к-рых прибыль стала смыслом жизни (Иак 4:13); великий Вавилон изображен здесь как город, разбогатевший на Т. (Откр 18; особ. ст. 12 и след.,16). В 2Кор 2:17, отзываясь о недобросовестных проповедниках, Павел говорит, что они "разменивают слово Божие по-торгашески" (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Павлу во время его путе-шествий неоднократно приходилось следовать по маршрутам морских торг. путей Римской империи (Деян 13:4,13; 18:18; 21:1-3,7; 27; 28:11-13).