Терафим

I. Слово терафим (в евр. яз. - это ф-ма мн.ч.) имеет значение "домашние божки", "идолы". Материалы раскопок пока не дают представления о том, как они выглядели. Этимология слова терафим спорна: одна группа ученых считает, что оно произошло от араб. слова со значением "дарить благо и изобилие"; другая - что его можно перевести с араб. как "мерзость"; третья - что оно происходит от араб. слова "маска"; четвертая полагает, что его ос-нову составляет хеттско-хурритское слово со значением "дух", "демон".

II. Домашние боги представлены скульптурными или живописными изображениями, наделенными человеч. формами. Мотивы по-ступка Рахили, похитившей домашних идолов своего отца Лавана (Быт 31:19,34 и след.), становятся понятнее из текстов, начертанных на глиняных табличках, к-рые были найдены в Нузе, недалеко от совр. Киркука (XV в. до Р.Х.). Согл. этим текстам, обладание фигурками домашних богов гарантировало руководящее положение в семье и позволяло притязать на наследство. Это относилось и к мужу дочери, поэтому присвоение Рахилью домашних святынь означало серьезное нарушение прав сыновей Лавана (Быт 31:1). Т. хранились в своего рода домашней часовне вместе с -> ефодом. К ним относились как к оракулу (Суд 17:5; 18:4-6). Так, Навуходоносор вопрошал домашних идолов (-> Идол, идолослужение), будет ли успешным путь для его войска (Иез 21:21). Даже в доме Давида находился Т. (1Цар 19:13; в Синод. пер. - "статуя"), принадлежавший, видимо, его жене Мелхоле. О домашних идолах упоминает и пр. Осия (Ос 3:4). Царь Иосия в ходе реформ приказал уничтожить и всех Т. (4Цар 23:24), тем не менее они встречались в домах израильтян и после вавил. плена (Зах 10:2).