Священное Писание

Священное Писание. На языке христиан С.П. - это книги ВЗ и НЗ (-> Библия - статья "Библия" в большей степени посвящена внешним вопросам, в то время как предмет данной статьи - изложение понимания Писания).

Содержание статьи:

I. Основные положения стр. 870

А. Словосочетание "Священное Писание" и его синонимы.
Б. Значение такого словоупотребления.

В. Отношение к Священному Писанию:
1. Во времена ВЗ.
2. Во времена НЗ.

II. Возникновение Священного Писания стр. 874
А. Предпосылки возникновения.
Б. Ветхозаветный канон.
В. Новозаветный канон.
Г. Канон и Церковь.

III. Авторитетность Священного Писания стр. 876
А. Откровение и история.
Б. Основа авторитетности.
В. Доказательство авторитетности.

IV. Боговдохновенность Священного Писания стр. 877
А. Основание:
1. Тайна веры.
2. Боговдохновенность и авторитетность.

Б. Особенности боговдохновенности Писания:
1. Откровение, озарение, вдохновенность.
2. Содержание, личность, слово, воздействие.
3. Различия.

В. Достоверность Священного Писания:
1. Сообщения Священного Писания.
2. Непогрешимость и безошибочность Священного Писания.

Г. Образ раба:
1. "Преданный в руки людей".
2. Дошедший до нас библейский текст.
3. Языковая форма.
4. Без греха.

V. Истолкование стр. 881
А. Условия.
Б. Объяснение Писания Писанием.
В. Правила.
Г. Слово и Дух.

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
А. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ "СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ" И ЕГО СИНОНИМЫ
Авторы новозаветных книг употребляют ряд выражений, к-рые являются синонимами словосочетания "Священное Писание":

1) выражения "священное писание", "святые писания" (Рим 1:2; 2Тим 3:15) обозначают здесь ветхозаветные писания, к-рые в Рим 14:25 названы "писаниями пророческими" (ср. Мф 26:56; 2Пет 1:19). В 2Пет 3:16 послания Павла причислены к "прочим [Свящ.] писаниям". Часто, и всегда в том же значении, что и С.П., новозаветные авторы используют обозначения "писания" или "писание" (см. Мф 21:42; Мк 15:28; Лк 24:27; Ин 2:22; 5:39; Деян 17:2; 1Кор 15:3,4; 1Пет 2:6; Иак 4:5), причем ед.ч. подразумевает либо ВЗ в его совокупности (Ин 10:35; Гал 3:22; 1Пет 2:6), либо, что встречается чаще, опред. место из ВЗ (Лк 4:21; Ин 19:24,28,36,37; Деян 8:32,35; 1Тим 5:18). Такие выражения, как "и Писание, провидя, что..." (Гал 3:8), "Писание всех заключило под грехом" (Гал 3:22), позволяют увидеть здесь персонифицированное употребление этого слова;

2) то же значение, что и "Писание", имеет слово "закон" в Ин 10:34; 12:34; 1Кор 14:21. Закон также может "говорить" (Рим 3:19; 7:7; 1Кор 9:8), "производить" (Рим 4:15); -> Закон (I,Б; II,А; IV,Г);

3) "Закон и пророки" (Лк 16:16; ср. Мф 11:13; Рим 3:21);

4) "Моисей и пророки" (Лк 16:29; 24:27; Деян 28:23);

5) "Писания пророков", "все пророки", "слова пророков", "сказанное у пророков" (Мф 26:56; Деян 3:18,24; 13:40; 7:42; 15:15; 24:14; 26:22,27);

6) выражение "Моисей говорит" (Рим 10:19) употребляется в том же значении, что и "Писание говорит"; "Моисей пишет" (Рим 10:5), "Моисей написал нам" (Мк 12:19; Лк 20:28). То же можно сказать о выражениях: "Давид сказал" (Мк 12:36; Лк 20:42; Рим 11:9); "Исаия говорит" (Рим 10:16,20; 15:12), "провозглашает" (Рим 9:27), "предсказал" (ст. 29), "пророчествовал" (Мф 15:7; Мк 7:6), "как сказал пророк Исаия" (Ин 1:23);

7) "сказано" (предикат без субъекта; Рим 15:10; Гал 3:16; Еф 4:8); 8) а) слово, написанное в Законе (Ин 15:25). Слово Исаии, пророка (Ин 12:38); "слово Иисусово" (Ин 18:32), "слово написанное" (1Кор 15:54; -> Слово Божие); слово Павла, содержащееся в послании, требует послушания (2Фес 3:14);

8) "слово Божие", "слово Господне". Иисус обвиняет фарисеев в том, что они заменяют заповедь Божью ("ибо Моисей сказал", Мк 7:10) своим преданием ("а вы говорите", ст. 11), "устраняя слово Божие" (ст. 13). Иисус (Ин 10:34-35) употребляет понятия "закон", "слово Божие" и "Писание", не делая между ними различия. Персонификация особенно четко прослеживается в выражениях: "слово Божие росло" (Деян 6:7) и "распространялось" (Деян 12:24; ср. Лк 8:11), для него "нет уз" (2Тим 2:9), оно живо, действенно и судит помышления и намерения сердечные (Евр 4:12), оно живо (1Пет 1:23). Иисус Христос выступает как живое Слово (Ин 1:1 и след.), принявшее человеч. облик (Ин 1:14; Откр 19:13). Иисус говорит, что Его слова столь же непреходящи, как Закон и пророки (ср. Мф 5:17 и след. с 24:35; Мк 13:31; Лк 21:33). После воскресения ученики поверили "Писанию" (т.е. соотв. месту в ВЗ) "и слову, которое сказал Иисус" (Ин 2:22). Для них то и другое составляло единое целое. Кто не верит писаниям, тот не поверит и словам Иисуса (Ин 5:54 и след.);

9) одно и то же высказывание: "О, если бы вы ныне послушали гласа Его: "Не ожесточите сердца вашего" (Пс 94:7 и след.) - один раз цитируется как принадлежащее Давиду (Евр 4:7), а другой раз с пояснением: "как говорит Дух Святой" (Евр 3:7). Нередко одно и то же изречение рассматривается с двух т.зр.: один раз говорит человек ("Ибо сам Давид сказал Духом Святым", Мк 12:36), другой раз - Бог (Святой Дух сказал устами Давида, Деян 1:16), но в том и в другом случае подразумевается Библия или опред. место из С.П.

Б. ЗНАЧЕНИЕ ТАКОГО СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ
1) содержащиеся в Библ. высказывания о С.П. выражают целостный образ мышления, сформиров. особым пониманием действительности: пророки и апостолы, Божий народ у горы Синай и древняя Церковь Христова исполнены непоколебимой убежденности в том, что с ними говорит Бог. Все писания Библии проникнуты этой осно-вополагающей убежденностью и определяются ею: Бог говорит, человек должен слушать;

2) в евр. языке господствует глагол. Его временные формы не имеют резкого разграничения. В противоположность греч. языку, соотв. аналитико-обобщающему понятийному мышлению греков, евр. язык подчеркивает конкретное действие. При изучении и истолковании Библии следует особо учитывать эти особенности ветхозаветной и сформиров. под ее влиянием новозаветной языковой логики;

3) по ее собств. свидет-ву, Библия является словом Божьим, переданным человеч. словами. Авторитет содержащегося в ней основан на том, что ее дал Сам Бог. Поэтому свидет-ва Библии обладают высшим авторитетом (см. ниже, III).

В. ОТНОШЕНИЕ К СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ
1) во времена Ветхого Завета. По свидет-ву ветхозаветных писаний, Бог по любви Своей избрал Себе народ, чтобы сообщить ему Свою волю. Божья воля, записанная в -> "Книге Завета", должна передаваться из рода в род:
а) "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая" (Втор 6:4-7). У того, кто всем сердцем любит Бога, воля Его будет определять всю жизнь, вплоть до семейных отношений, труда и сна. Слово Божье - живое слово, и оно творит жизнь там, где находит любовь и послушание. "Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещайте их детям своим, чтоб они старались исполнять все слова закона сего" (Втор 32:46,47);
б) в Книге Иисуса Навина можно увидеть ту же основную позицию: "Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано" (Нав 1:7,8). Теми же словами, к-рые были сказаны ему в начале его пути, Иисус Навин увещевает народ в конце своей жизни (Нав 23:6). Любовь к Богу здесь впервые обозначена словом, выражающим полную преданность и к-рое в дальнейшем служит выражением наивысшей преданности Богу: прилепитесь к Господу, Богу вашему (Нав 22:5; 23:8; ср. Быт 2:24; Мф 19:5; 1Кор 6:17 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Еф 5:31; 4Цар 18:6);
в) выразит. пример отношения древних израильтян к С.П. дают 3-я и 4-я Книги Царств (4Цар 22; -> Иосия). Согл. "закону для царей" (Втор 17:18-20), каждый царь должен был изготовить список Закона, "и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии". Очевидно, цари уже не исполняли это указание. Иосия был в высшей степени удивлен, когда ему зачитали содержание книги Закона, обнаруж. при расчистке храма. Испуганный содержащимся в книге проклятием (подразумевается, вероятно, Втор 28), он совершает покаяние и проводит по всей стране радик. реформы, основ. на предписаниях Закона. Бог внемлет ему и дарует удачу, поскольку "подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву" (4Цар 23:25). Но после смерти Иосии израильтяне опять впадают в идолопоклонство и пребывают в нем до тех пор, пока их не уводят в Вавилон, а Иерусалим не оказывается разруш.;
г) пророки С.П. О том, что пророки получали непосредств. откровение от Бога, они свидет-вовали, сопровождая свои выступления словами: "так говорит Господь" и постоянно ссылаясь на авторитет Божьей воли, излож. в заповедях и установлениях Закона. "Они [народ Израиля] преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет" (Ис 24:5). Это обвинение повторяется вновь и вновь (Ис 5:24; 42:24; Иер 6:19; 9:12-14; 26:4-6; 32:23; 44:10,23; Иез 44:23 и след.; Ос 4:6; Ам 2:4; Зах 7:12; Мал 2:4-8). Пророки не возвещают ничего другого, кр. того, что израильтянам надлежит любящим сердцем прилепиться к Господу и что последствия отпадения от Него ужасающи и гибельны. Истор. путь израил. народа стал для пророков живым свидет-вом истинности слова Божьего, к-рое они видят исполнившимся на примере своего народа как в проклятии, так и в благословении; д) -> Ездра, вернувшийся из вавил. -> плена (III,3 и IV), "был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь, Бог Израилев" (Езд 7:6). Именно он был тем, кто восстановил значение С.П. среди возвратившихся из плена евреев. Ездра зачитывал Закон перед собравшимся обществом израильтян: "и читали из книги закона Божия каждый день" (Неем 8:18). Смиренный страданиями и осознанием своей вины, народ испытал такое потрясение, слушая Закон, что плакал, и ему пришлось напоминать о "радости пред Господом" (ст. 9,10). Пр. Осия сказал народу, что тот будет истреблен за недостаток ведения (Закона) (Ос 4:6). Израиль-тянам было свойственно с годами забывать Божьи установления (напр., -> праздник Кущей не праздновался надлежащим образом уже со времен Иисуса Навина, Неем 8:17), и для того чтобы постоянно напоминать о них, Ездра ввел регулярное чтение ветхозаветных писаний (-> Ездра, IV,3), что продолжало практиковаться вплоть до новозаветных времен: "И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное" (Неем 8:8). Этим Ездра воплотил на практике указание, данное во Втор 6:6-9,12. Очистит. воздействие на богослужение и на обычаи народа не заставило себя ждать (-> Плен, V); е) отношение ветхозаветной общины к С.П. непревзойд. образом выражено в славословии из Пс 1, т.е. во введении к 150 псалмам, к-рые могут быть названы сборником молитв как ветхозаветного общества Израиля, так и новозаветной Церкви: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых... Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет". Если сердце человека укореняется в Божьем слове через постоянное и любовное общение с Ним, то оно в полной мере испытывает скрытое целит. воздействие С.П. (ср. Иер 17:7-10; Евр 4:12 и след.), делающее его поистине плодоносным;

2) во времена НЗ (см. ниже, III,Б и В,1):
а) ИУДЕИ во времена Иисуса практиковали в своих -> синагогах введенное Ездрой чтение С.П. и последующее его объяснение (см. Лк 4:16-27; Деян 15:21). Эту задачу выполняли не книжники, претендовавшие на единственно верное истолкование С.П., а люди из народа. В центре внимания иуд. богослужения находилась Тора. Мальчики с шестилетнего возраста не только получали от своих отцов наставление в Законе, как того требовала "Книга Завета" (Втор 6:7), но и обучались в синагогах чтению и письму;
б) для АПОСТОЛОВ и УЧЕНИКОВ ИИСУСА ХРИСТА ВЗ, на к-ром они были воспитаны, отнюдь не утратил своего значения. Узнав о том, что в Иисусе Христе исполнились Божьи обетования, данные через Моисея и пророков, они впервые осознали, как актуален для них ВЗ, - это хорошо видно на примере иудеев из Верии: "они приняли слово [о Христе] со всем усердием, ежедневно разбирая [ветхозаветные] Писания, точно ли это так" (Деян 17:11). Верующие древней Церкви сначала продолжали посещать Иерусалимский храм (Деян 2:46; 3:1) и синагоги (Деян 15:21; 26:11), чтобы принять участие в молитве и в чтении Писания. Когда им предлагали выступить с толкованиями С.П., они охотно использовали эту возможность, как, напр., это делал Аполлос, о к-ром сообщается, что он, будучи "сведущ в Писаниях" и "наставлен в начатках пути Господня", всенародно "доказывал Писаниями, что Иисус есть Христос [т.е. Помазанник]" (Деян 18:24-28; ср. кр. того, Деян 13:5,14 и след.,42; 14:1; 15:21; 17:1-3; 19:8-10). Чтение ветхозаветного С.П. было центр. моментом и для собраний Церкви. Так, Павел напоминает Тимофею, к-рый "с детства" знает "священные писания" (2Тим 3:15): "доколе не приду, занимайся чтением [прежде всего ветхозаветных писаний], наставлением, учением" (1Тим 4:13). Позднее на христ. богослужениях стали читать и истолковывать также новозаветные писания (Кол 4:16; 1Фес 5:27; Откр 1:3). -> Церковь -> Богослужение (V,3); в) ИИСУС. Лука сообщает о том, что Иисус еще двенадцатилетним отроком сидел в храме среди учителей, слушал их, задавал им вопросы и Сам отвечал им (Лк 2:41-52). Синоптики показывают Иисуса в борьбе с искусителем, к-рому Он трижды отвечает "написано..." и этим одолевает его. Примечат., что цитата из книги Моисея (Втор 8:3), к-рую при этом приводит Иисус, указывает на значение С.П. и его истин для жизни человека: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф 4:1-11; ср. Втор 32:46,47; Иер 15:16; Ин 6:63). Иисус - тот Человек, Который всецело жил словом Божьим. Его пищей было "творить волю Пославшего Его и совершить Его дело" (Ин 4:34; 5:30). Всю Свою жизнь, Свои деяния, Свою смерть и воскресение Он посвящает служению во исполнение Писания: "Не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф 5:17); "Вот, иду, как в начале книги [Священного Писания] написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже" (Евр 10:7; ср. Пс 39:9). Он принимает крещение, указывая при этом, что "так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф 3:15). Первое выступление Иисуса в синагоге заканчивается зачтением текста из книги Исаии и словами: "...ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Лк 4:15-21). Иисус учит в синагогах (Мф 4:23; 9:35; 12:9; 13:54; Мк 1:21,39; Лк 13:10) и в конце Своей жизни свидет-вует: "Я всегда учил в синагоге и в храме" (Ин 18:20; 6:59). Сообщения всех четырех евангелистов согласуются в том, какое воздействие Иисус, как учитель С.П., оказывал на народ (Мф 7:29; Мк 1:22; Лк 4:32; Ин 7:46). Его отличие от книжников состояло в том, что Он не просто толковал ветхозаветные Писания, но и исполнял их в Своей собств. жизни (Ин 19:28). На это "исполнение" С.П. вновь и вновь указывают евангелисты и апостолы (Мф 1:22; 2:15,17,23; 4:14; 8:17; 12:17; 13:14,35; 21:4; 26:54, 56; 27:9; Мк 14:49; Лк 21:22; 22:37; 24:44; Ин 13:18; 15:25; 17:12; 18:9; 19:24,28,36; Деян 1:16; 1Кор 15:54; Иак 2:23). У Иисуса не было сомнений в том, что "не может нарушиться Писание" (Ин 10:35). Кто не читает С.П. и не знает его, тот не знает истины (Мф 21:42; 22:29); кто не проявляет послушания напи-санному, того оно осудит так же, как осудят его слова Иисуса (Ин 5:45; 12:48). Кто не верит в ветхозаветное Писание, тот не верит и словам Иисуса (Ин 5:47); он не поверит, даже если мертвые воскреснут и засвидет-вуют истину С.П. (Лк 16:29,31). Непосредств. перед Своей смертью на кресте Иисус вместе со Своими учениками празднует -> Пасху в соотв. с предписаниями ВЗ. Воспев псалмы (Мк 14:26), Он идет на гору Елеонскую. Предание сохранило две цитаты из псалмов, к-рые Он произнес в предсмертных муках (Мк 15:34; Лк 23:46). Произнесенное Им на кресте победное слово, переданное Иоанном, гласит: "Совершилось!" (Ин 19:30), что означает полное свершение Божьей воли и Божьего дела, как они изложены в Библии (см. ст. 28).

II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
А. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Библия объясняет причину своего возникновения свободной волей Бога, явленной Им в откровении: "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последнии дни сии говорил нам в Сыне" (Евр 1:1,2). Бог говорил не вообще, а непосредств. "отцам", конкр. истор. личностям, жившим в конкр. ист. эпохи. Избр. орудием Его откровения в ветхозаветные времена был народ Израиля, а в новозаветные - Иисус Христос, Сам ставший окончат. Божьим откровением. Откровение, т.е. обращ. к человеку речь Бога, - это одноврем. и слово, и дело. Он сказал - и сделалось; Он повелел - и явилось; Бог, призывающий из небытия в бытие (Пс 32:9; Рим 4:17 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). С.П. сообщает Божье откровение людям и истолковывает его. Оно одноврем. и свидетель, и носитель откровения. Божьи речи, передаваемые через С.П., являются действенным словом Творца, имеющим определяющее значение в жизни каждого человека (Втор 32:46,47; Ин 6:63; Деян 5:20). Божье откровение сообщается людям в ходе ист. процесса. Его получали в определ. местах и в определ. время определ. люди, и оно должно быть достоверно и без изменений передано всем послед. поколениям.

Б. ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ КАНОН
1) общее значение греч. слова канон - "правило", "мера", "норма", наконец, "правила веры" (в тексте НЗ оно употребляется в 2Кор 10:13,15 и след. - в Синод. пер. - "удел"; Гал 6:16 - в Синод. пер. - "правило"), в частн., оно обозначает "авторитетное собрание свящ. писаний";

2) заключением завета у горы Синай (-> Завещание и завет, IV,2в) Бог, как печатью, скрепляет избрание Израиля. Установления завета письменно излагаются в -> "Книге Завета", хранившейся в -> ковчеге завета. Существ. для библ. свидет-ва о возникновении Библии является то, что -> Десять заповедей с са-мого начала были не только даны Богом устно, но и изложены письменно (Исх 31:18; по поводу образного значения "перста Божия" см. Лк 11:20). "Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии" (Исх 32:16). В этом следует искать корни той специфики словоупотреб-ления, которая наблюдается у новозаветных авторов, когда они цитируют ВЗ (см. выше, I,А). Запись заповедей в Исх 24:4,12 возводится как к Моисею, так и непосредств. к Богу: "И написал Моисей ... слова Господни" - "и закон и заповеди, которые Я [Бог] написал";

3) вопреки бытовавшим прежде представлениям, грамотность во времена Моисея была широко распространенным явлением (-> Закон, II,Б); даже -> Авраам мог сделать свои записи, поскольку это было обычным делом для жителей -> Ура. Опираясь на сведения, содержащиеся в Библии, необходимо признать за Моисеем значит. роль в составлении -> Пятикнижия, если в качестве несомненной предпосылки учесть, что Моисей использовал имевшиеся устные и письм. источники, а в более позднее время его собств. записи были переработаны и дополнены;

4) об Иисусе Навине утверждается, что он написал "список с закона" Моисея и прочитал все слова Закона, как написано в "Книге Закона" (Нав 8:32,34,35; 23:6);

5) Библия свидет-вует о Самуиле (1Цар 10:25) и о послед. пророках, что они делали записи: "Слово, которое было к Иеремии от Господа: Так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу" (Иер 30:1,2; 36:2,27,28; 51:60; ср. Авв 2:2; Откр 1:11);

6) Ездра, как до него царь -> Иосия, нашел "Книгу Завета" уже готовой (Езд 7:6). Под его влиянием внимание к свящ. писаниям стало возрастать;

7) если установления "Книги Завета", как и писания вещавших именем Бога пророков, требовали от израил. народа сиюминутного послушания Богу, то полная обработка различных книг и собирание их в ветхозаветный канон явл. длит. процессом, занявшим много веков. Только во II столетии до Р.Х. было закреплено упомянутое в Лк 24:44 деление ветхозаветного канона на три части. Отдельные книги (-> Есфирь -> Песнь Песней -> Екклесиаст) в течение длит. времени оставались спорными и их включение в канон было под вопросом. Новозаветные авторы знают и цитируют ВЗ преимущ. в греч. переводе Септуагинты, к-рый прим. к 150 г. до Р.Х. был в основном завершен.

В. НОВОЗАВЕТНЫЙ КАНОН
1) слово "традиция", как и его синоним "предание", букв. означает "нечто, что передается (из поколения в поколение)": а) в течение столетий, предшествовавших приходу Иисуса, иуд. книжниками было написано множество сочинений, истолковывавших ветхозаветные писания. Эти "предания старцев" (-> Мишна -> Талмуд; Мк 7:3,4,11,12) претендовали только на то, чтобы считаться узакон. истолкова-нием Закона, на деле же и по существу они превратились в норму и ставились в один ряд со С.П., и, наконец, - по оценке Иисуса - стали альтернативой Писанию: "Вы, оставив заповедь Божию [в Библии], держитесь предания человеческого" (Мк 7:8 и след.,13; ср. 1Пет 1:18); б) этому преданию в НЗ про-тивопоставлено предание [греч. парадосис], понимаемое совершенно иначе: не как передача истолкований С.П., а как точная передача сначала в устной, а затем и в письм. форме того материала, к-рый со временем был зафиксирован в Евангелиях. Насколько точной была передача ветхозаветных Писаний, можно судить как по сведениям из самой Библии, так и по небибл. источникам (-> Масоретский текст). Во время возникновения христ. Церкви понятие ветхозаветного канона уже существовало, существовал фактически и сам канон, имелись и узакон. традиции распространения С.П. Истоки новозаветных Писаний следует искать прежде всего в словах Самого Иисуса. Те, кто был "с самого начала очевидцами и служителями Слова" (Лк 1:2; ср. 2Пет 1:16), получают от Иисуса полномочия свидет-вовать о Его воскресении как об ист. событии и передавать другим слова Иисуса вместе с рассказами о Его жизни;

2) апостолы представляли свидет-ва не только о воскресении Иисуса Христа, но и о Его земной жизни. Быть очевидцем земной жизни Христа - непременное условие, чтобы считаться апостолом. Апостолом, по словам Петра, мог стать "один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его" (Деян 1:21 и след.). Свидет-ва одного из очевидцев, как правило, бывает недостаточно, чтобы представить событие во всей его полноте. Поэтому при воссоздании события показания разных свидетелей дополняют одно другое;

3) Павел не был свидетелем земной жизни Иисуса, но Воскресший явился ему по дороге в Дамаск и лично даровал ему апостольские полномочия. Что касается земной жизни Христа и событий Пасхи, то Павел опирается на рассказы других апостолов. Предания и прямое откровение Господа для него связаны между собой, поскольку Бог возвещает о Себе и через апостольское предание. Поэтому сведения, почерпнутые им из предания, Павел рассматривает как получ. от Са-мого Господа: "Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал" (1Кор 11:23; ср. 1Кор 7:10,25; 9:14; 1Фес 4:15). Апостол принял рассказ о воскресении и о Вечере Господней от свидетелей. Но в самой передаче предания участвует вознесенный Господь;

4) свидет-ва о начале оформления канона и фиксиров. формулы исповедания веры можно видеть в самом НЗ. В одном из своих ранних посланий Павел обращается к Церкви с увещеванием: "Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом [устная традиция], или посланием нашим [апостольские послания]" (2Фес 2:15). Павел требует, чтобы к его собств. посланиям относились как к авторитетному руководству: "Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании" (2Фес 3:6,14). Он также предписывает зачитывать свои послания, как это было принято только в отношении ветхозаветного Писания: "Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям" (1Фес 5:27). Совокупность нормативной (изложенной в НЗ) апостольской традиции составляет "апостольское учение", о к-ром сказано, что древняя Церковь постоянно пребывала в нем (Деян 2:42).

Г. КАНОН И ЦЕРКОВЬ
1) апостолы приняли свое поручение непосредств. от Иисуса Христа. Поэтому с их смертью прямая апостольская традиция была завершена. Эта традиция, выраженная в новозаветных Писаниях, имеет особое значение благодаря своему внутр. апостольскому авторитету, через нее Христос обращается к Церкви. А Церковь узнает в этих словах Его голос: "овцы за ним идут, потому что знают голос его" (Ин 10:4; 1Ин 2:20,26 и след.);

2) выработка канона не является делом собственно церк. полномочий, а представляет собой акт подчинения. Устанавливая канон и принимая его, Церковь исповедует: а) вся последующая традиция должна проверяться апостольким преданием как нормой; б) в качестве нормы, определяющей жизнь и веру Церкви, достаточно Библии; в) Церковь не может быть нормой сама себе и ее учение не может сохраняться чистым без эталона зафиксиров. письм. апостольской традиции;

3) апостольская традиция, имея своим источником и содержанием Иисуса Христа, становится не только нормой для последующих времен и продолжением традиции, существовавшей до Христа, но также и авторитетным правилом для понимания и истолкования Писания в целом;

4) с историч. т.зр., новозаветный ка-нон был повсеместно принят около 200 г. По-мимо самоочевидной необходимости иметь точное представление о том, какие именно тексты входят в состав С.П., выработку фиксиров. канона могли ускорить след. обстоят-ва: а) разногласия с иудаизмом, б) чрезмерное разрастание апокрифич. традиции и лит-ры (-> Апокрифы), в) засилье лжеучителей-гностиков;

5) подобно тому, как это происходило при образовании канона ВЗ, многие новозаветные писания также продолжит. время оставались спорными. Напр., т.наз. "ка-нон Муратори", датируемый прим. 150 г, упоминает все новозаветные Писания, за искл. Евр, Иак, 3Ин, 1Пет, 2Пет. Впервые список книг НЗ, идентичный общепринятому ныне, встречается в пасхальном послании александрийского еп. Афанасия (363 г.). В 397 г. канон новозаветных писаний был офиц. утвержден на соборе в Карфагене. Рассмотрение со всей прочей древнехрист. лит-ры убеждает в том, что новозаветный канон нельзя было определить как-то иначе и лучше; то же относится к книгам ВЗ, если их сопоставить с ветхозаветными апокрифами и всей прочей религ. лит-рой иудаизма.

III. АВТОРИТЕТНОСТЬ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
А. ОТКРОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ (-> Откровение, открывать)
1) Бог говорит с людьми. Это утверждение, принимаемое верой и подтверждаемое опытом (см. выше, I,Б,1), представляет серьезные затруднения для рационального осмысления. Однако Библия видит причину этих затруднений не в интеллект. неспособности понять, а в ожесточении человеч. сердец (Рим 1:21; Еф 4:18). По ее свидет-ву, непосредств. общение с Богом, воз-можность видеть Его и говорить с Ним лицом к лицу (Исх 33:11; 1Кор 13:12) были утрачены человеком в результате грехопадения. Теперь человек задается вопросом: как может Бог говорить и действовать в истории (абсолютно реально это происходило только когда на земле жило воплощенное Слово, Ин 1:14), не становясь при этом историч. лицом? Как может Библия стать истинным Словом Божьим, являясь реальным (обусловл. литературно-исторически) человеч. словом?

2) библ. авторы не ставят таких вопросов, поскольку сами непосредств. вовлечены в откровение слова Божьего. Для них Бог остается суверенным Богом и тогда, когда Он открывает Себя. Он остается Господом истории, даже если входит в историю. Он остается Господом Своего слова, даже позволяя передавать и записывать это слово человеч. словами. "Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него (1Кор 8:2,3).

Б. ОСНОВА АВТОРИТЕТНОСТИ
1) для библ. писателей Иисус Христос есть Слово Божье в Его вечном, в Его вочеловеченном и возвышенном, а также в Его возвещенном и письменно зафиксиров. образе. На этой нераздельной полноте жизни единого суверен-ного Слова Божьего основана достоверность Библии;

2) Библия облечена высшим Божеств. авторитетом, поскольку:
а) она возникла в соотв. с суверенной волей Бога, пере-дающего Свое слово человеч. словом. Бог продолжает заботиться о том, чтобы это Его слово было действенным. "Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось" (Иер 1:12; ср. 23:29);
б) она ведет к истинному Слову Божьему, Которому дана вся власть на небе и на земле (Мф 28:18);
в) через нее Господь постоянно обращается к людям, живущим в любой момент времени: "Смотрите, не отвратитесь... от Глаголющего с небес" (Евр 12:25; ср. 2:1-4).

В. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО АВТОРИТЕТНОСТИ
1) доказательство авторитетности Библии состоит в том, что через нее Св. Дух позволяет внимать Ему как тем, кто Его сви-дет-ву верит (Деян 2:37 и след.,41), так и тем, кто его отвергает (Ин 12:48; Деян 7:51,54). Апостолы, благовествующие устно и в своих посланиях, - это "Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь" (ср. 2Кор 2:12-17; 1Пет 2:4,7-9);

2) Бог подтверждает авторитетность апостольского благовествования (вошедшего в новозаветный канон Библии) тем, что сопровождает его "знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле" (Евр 2:3-4);

3) авторитетность Библии проявляется в том, что Бог позволяет толковать ее только Св. Духом (см. ниже, V), и потому всякому человеческому истолкованию и всякому прилагаемому к ней человеческому мерилу Библия предъявляет критерий (Евр 4:12), исходящий из ее боговдохновенности (1Кор 2:13; 2Пет 1:20).

IV. БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ. -> Боговдохновенный
А. ОСНОВАНИЕ
1) ТАЙНА ВЕРЫ. Тайна взаимоотношений Бога и созданного Им мира непостижима для человеч. разума: "И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" (1Тим 3:16). В эту -> тайну Божьего благочестия вовлечена и Библия, поскольку благодаря ей совершается проповедь Бога в народе и восприятие Его верой в мире. Бог Сам открыл апостолам тайну Христа (Мф 16:16 и след.; Гал 1:12,15,16). Они признают в Иисусе из Назарета истинного человека, полнота человеч. сущности Которого всецело осно-вывается на том, что Он Сын Божий (Евр 5:8; ср. 1:2), так что они видят в Нем Того, чья жизнь произошла непосредств. от воздействия Св. Духа и остается связ. с Ним. Иисус избирает апостолов (Ин 15:16), чтобы они были причастны к Его тайне, и т.о. их собств. жизнь и благовествование становятся отражением тайны Христа, когда они признают, что говорят не от собств. имени, но в них говорит Бог. Поэтому Иисус говорит о Себе: "Видевший Меня видел Отца" (Ин 14:9 и след.; ср. Ин 12:50) и, обращаясь к апостолам: "Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня" (Лк 10:16). Как сами апостолы, так и их слова и писания сопричастны тайне и власти Господа. Но как часть открытой тайны Божьей боговдохновенность Библии так же мало, как и засвидет-вованные ею события (напр., вочеловечение и воскресение Иисуса Христа) поддается доказат-вам человеч. средствами. Она может быть признана и засвидет-вована только -> верой;

2) БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ И АВТОРИТЕТНОСТЬ. Авторитетность написанного слова (ср. выше, III) основана исключит. на живом Слове. Поскольку Писания возникли по воле Бога и передают Его слово, то они обладают Божьим авторитетом и являются боговдохновенными. Свидет-во Библии и основ. на нем благовествование приводят человека к вере в Христа, а Св. Дух открывает ему понимание тайны Христа и через нее - понимание Его слова (1Кор 2:9-11). Именно потому, что пророков и апостолов Бог призвал, уполномочил и исполнил Св. Духа, авторы Библии познают и единодушно свидет-вуют о том, что ради вы-полнения этого призвания они одарены чудесной способностью вместе с Христом образовывать тот фундамент, на к-ром покоится Церковь, поскольку она утверждена "на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем" (Еф 2:20; ср. 1Кор 3:10 и след.).

Б. ОСОБЕННОСТИ БОГОВДОХНОВЕННОСТИ ПИСАНИЯ
1) ОТКРОВЕНИЕ, ОЗАРЕНИЕ, ВДОХНОВЕННОСТЬ: а) Бог открывает Себя не только в С.П. и не только в Христе, но и в созданном Им мире (Пс 18:1-7; Рим 1:19,20), в истории (Деян 14:16,17; 17:24 и след.) и в человеч. совести (Рим 2:14,15). Естественное, данное созданиям от природы откровение является предпосылкой ист. откровения, даже если это общее и естественное откровение ставится под сомнение или отвергается грешным человеком и поэтому не приводит к истинному исповеданию Бога. Бог, не переставая "свидетельствовать о Себе благодеяниями" (Деян 14:17), не лишил Своего откровения ни одного человека, и поэтому человеку нет прощения пред Богом (Рим 1:20) и ему придется отвечать перед Судом. Но Бог возлюбил этот падший мир (Ин 3:16) и отдал Своего Сына в искупит. жертву, чтобы этим спасти мир; б) поэтому Иисус Христос является средоточием самооткровения Божьего. Видевший Его видел Отца. Но Иисус открыт людям единственно через Дух и через слово Божье, а именно через Библию. Только озарение Св. Духом (Еф 1:17 и след.) дает верующему возможность распознать действия Бога в сотворении мира, в истории, в совести человека и в Библии, как и цель Его деяний: "...все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф 1:9-11); в) особенность Библии заключается в том, что она представляет собой не часть общего откровения Божьего в сотвор. мире и в истории, а сама является особым видом откровения, источник к-рого - не падший природный мир, а Сам Бог, открывающий Себя в Иисусе Христе (Гал 1:12; ср. с ветхозаветным Иер 23:28). Эта особенность, к-рую не следует смешивать с естественным предчувствием или с озарением верующего Духом, и подразумевается, когда речь идет о боговдохновенности Библии; г) особенность библ. боговдохновенности, однако, не следует понимать в том смысле, что авторы Библии якобы механически записывали то, что диктовал им Дух, в то время как их естеств. способности были как бы отключены. Напротив, библ. авторы в полной мере использовали при написании своих сочинений личные интеллект. способности. Напр., Лука занимался ист. исследованиями, собирал материалы из разных источников и записывал собств. наблюдения, как это мог бы сделать любой заинтересов. человек (см. Лк 1:1-3; Деян 27). Значит. существеннее то, что Бог избирает, освящает и призывает этих людей с их индивид. и исторически обуслов. особенностями для передачи Своего откровения;

2) СОДЕРЖАНИЕ, ЛИЧНОСТЬ, СЛОВО, ВОЗДЕЙСТВИЕ: а) на том основании, что в Библии содержатся и записи, относящиеся к бытовым моментам частной жизни конкретных людей (см. напр., 1Тим 5:23; 2Тим 4:13), понятие боговдохновенности стремились отнести только к "священноисторическим" сообщениям, а прочие записи предлагали считать "человеческими". Такое понимание недооценивает сущности историч. откровения, в соотв. с к-рым Бог открывает Себя не в возвыш. вневременных идеях, а в повседневном и неприметном. Ясли в стойле (Лк 2:7), подушка ("возглавие") в рыбацкой лодке (Мк 4:38), чаша воды (Мк 9:41) так же "пригодны" для откровения о Господе, как и плащ ("фелонь") или книги (2Тим 4:13) откровения о человечности Его апостола. Несмотря на то, что Бог избрал самое "немудрое и немощное мира" (1Кор 1:27), содержание откровения нельзя отделить от его исторически обусловленной "оболочки", без того чтобы не нарушить его сущности и не свести все лишь к идейному содержанию. Через Свое откровение Бог стремится спасительно воздействовать на человеч. историю; б) так же как Божеств. и человеч. высказывания в Библии неразделимо связаны между собой, неразрывно едины содержание и словесная форма откровения, поэтому разговор лишь о личном вдохновении писателей Библии не соответствовал бы библ. свидет-ву. Как верно то, что библ. авторы, по их собств. свидет-ву, были вдохновляемы Духом Господа (см., напр., 1Цар 16:13; 2Цар 23:2; Иез 11:5; Ин 16:13; 1Кор 2:10-13; 1Фес 1:5; 2:13; 2Пет 1:20,21), так же справедливо говорить и о боговдохновенности текста (2Тим 3:16), правда - и это главное - не в отношении текста как такового, а в отношении его влияния; боговдохновенность служит здесь инструментом: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (там же). На то, каково значение отдельного изречения и даже отдельного слова Библии, наряду с научными лингвистич. исследованиями значений отдельных слов и выражений указывает, в частн., фактический опыт, свидет-вующий о том, насколько отдельные библ. высказывания могут утешать человека, вселять в него надежду, указывать ему путь. Наконец, библ. благовествование немыслимо без прямой ссылки на вполне определ. изречения Библии; в) воздействие Библии неотделимо от ее словесного свидет-ва, так же как оно не может существовать отдельно от авторов, а те, в свою очередь, от наделяющего их силой Господа;

3) РАЗЛИЧИЯ. Боговдохновенность всей Библии не дает оснований придавать всем ее частям одинаковое значение. Не говоря уже о том, что Послание к Римлянам или Нагорная проповедь имеют большее значение, чем Книга Руфь или ветхозаветные списки имен, степень ясности откровения нарастает в Библии постепенно, достигая своего апогея в Иисусе Христе. Только от Него - жизненного центра всей Библии - каждая ее часть и каждое высказывание получают соотв. им место в совокупоности откровения.

В. ДОСТОВЕРНОСТЬ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
1) СООБЩЕНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ: а) истинный Бог. Ветхозаветное свидет-во гласит: "Закон Твой - истина ... и все заповеди Твои истина ... основание слова Твоего истинно" (Пс 118:142,151,160). Сам Бог - истинный и надежный свидетель Своего слова (Иер 42:5). В НЗ Иисус также обозначен как "свидетель верный и истинный" (Откр 3:14). Он исповедует: Я есть ... истина (Ин 14:6) и "Я ... на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине" (Ин 18:37); б) истинный свидетель. Бог открыл Себя в Иисусе Христе человеч. свидетелям как Тот, Кто всегда говорит истину. Один из очевидцев распятия Христа заявляет: "И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили" (Ин 19:35). А после вокресения Иисуса тот же человек говорит: "Сей ученик и свидетельствует о сем и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его" (Ин 21:24; ср. также 1:14,17; 5:33). Апостолы приняли от Самого Сына Божьего понимание того, что они "познавали Истинного", и что сами они находятся "в Истинном, в Сыне Его, Иисусе Христе. Он есть истинный Бог и жизнь вечная" (1Ин 5:20 - цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Поскольку они познают истину, то истина Христова пребывает в них (2Кор 11:10), сами они "от истины", слушают истину (Ин 18:37) и открывают истину (2Кор 4:2); в) истинное свидетельство. Иисус Христос молится: "Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина" (Ин 17:17). Но слово Божье - это Его собств. слово, которое ученики познают в истине (Ин 8:32), так что оно становится и их словом истины (Деян 26:25), поскольку "Дух истины" наставляет их на всякую истину (Ин 14:17; 15:26; 16:13). Поэтому слушающий истинного свидетеля, слышит истинное слово Божье (1Фес 2:13). Поэтому апостол может сказать: "сии суть истинные слова Божии" (Откр 19:9; 21:5; 22:6). Это "слово истины" служит спасению людей (Еф 1:13; Кол 1:5; Иак 1:18; 2Пет 1:12); г) истинное свидет-во достоверно, ему можно доверять. Поэтому следует держаться, согл. учению, "истинного слова" (Тит 1:9). Лука пишет свое Евангелие для того, чтобы его получатель "узнал твердое основание того учения", в к-ром он был наставлен (Лк 1:1-4; ср. также Пс 18:8,9; 92:5; 110:7);

2) НЕПОГРЕШИМОСТЬ И БЕЗОШИБОЧНОСТЬ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ: а) эти традиц. положения догматики справедливы, когда их используют, чтобы выразить истинность и достоверность Библии, к-рая как, Слово Божье, заслуживает нашего полного доверия. Но оба эти утверждения ведут к недоразумениям и неверным истолкованиям, когда ими оперируют в рамках господствующего ныне рационалистич. мировоззрения и когда Библию пытаются объяснить разумом. Ни предъявляемые Библии упреки в заблужде-ниях, ни утверждения о ее безошибочности - понимаемые рационально, - не касаются сути библ. истины. Поскольку Христос Сам является Истиной и Жизнью, то и Его слово - это не мертвая истина, существующая лишь в виде теории, а Дух и жизнь; эта истина делает людей свободными (Ин 8:32; 2Кор 3:17); б) поскольку Библия образует нераздельное единство личности, содержания, слова и действия, то она достоверна и истинна не только в своем догматич. понимаемом содержании, но и в историч. способе его выражения. Если Библия в своих свидет-вах содержит историч., географич., генеалогич., "естественнонаучные" сведения, то их лишь в том случае можно упрекать в "ошибочности", если совр. уровень научного познания истины считать абсолютным. Но если учесть, что Библия представляет собой откровение, к-рое Бог сообщал людям в процессе истории, то ее утверждения следует оценивать с учетом времени их появления. Описания истории и природы, хронологич. представления (-> Календарь -> Летосчисление) и географич. данные соответствовали в ту эпоху, когда возникла Библия, другим требованиям и предпосылкам, нежели это принято в наше время; в) еще важнее признать тот факт, что вся Библия (в т.ч. и в своих "мирских" описаниях) была создана с совершенно определ. целью - сообщить откровение Божье об Иисусе Христе. Задача Библии - не распространение отдельных историч. или естественнонауч. сведений, а сообщение людям знания о Боге и о Его действиях в истории и в -> со-творении мира. Поскольку Библия является источником и нормой наших оценок, она, хотя и возникла во времена господства других представлений об истории и мире, тем не менее имеет отношение к науч. познанию и философ. мышлению, а также к соц., культурной и полит. жизни нашего времени (см. ниже, V).

Г. ОБРАЗ РАБА
1) а) "ПРЕДАННЫЙ В РУКИ ЛЮДЕЙ" Иисус Христос - истинное Слово Божье в мире лжи (Ин 8:44 и след.). Он - "предмет пререканий" (Лк 2:34), соблазн для религ. догматиков, безумие для мыслителей (1Кор 1:23). Он не вписывается в схему этого мира; б) то же отношение проявляют люди мира к Его апостолам и пророкам, поэтому те находят в страданиях отвергнутого Христа подтверждение своих полномочий: "...нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти; потому что мы сделались позорищем для мира... Мы безумны Христа ради... немощны... в бесчестии... Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне" (1Кор 4:9-13; ср. Иер 26:7-9; Мф 5:12; 17:12; 23:31,34,37; Деян 9:16). Хотя сами апостолы убеждены в своем призвании и в том, что ими руководит Св. Дух, они все же не используют свою вдохновенность для утверждения собств. авторитета. Они не прибегают ни к какому другому авторитету, помимо авторитета своего Господа, и представляют самих себя совести всякого человека пред Богом (2Кор 4:2). Сокровище Божьего откровения апостолы "носят в глиняных сосудах", чтобы "преизбыточная сила была приписываема Богу", а не им (2Кор 4:7). Их смерть будет доказат-вом жизни Иисуса (ст. 11 и след.), в их немощи - сила Христова (2Кор 12:9 и след.); в) как свидетели Господа подвергаются гонениям, так и их слова подвергаются повреждению, искажению, бесчестию, сомнению и критике (Иер 23:25-28; Мф 24:5; 2Кор 2:17; 4:2; 2Пет 3:16);

2) ДОШЕДШИЙ ДО НАС БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ. Слово Библии тоже является тем "глиняным сосудом", в к-ром содержится Божеств. сокровище. "Слово Божье - это та колесница, на которой въезжает Сам Святой Бог" (М.Лютер). Не сохранились авторские рукописи ни одной из библ. книг. В имеющихся рукописях зачастую обнаруживаются искаженные места, различия в тексте (т.наз. разночтения), неуверенность в отношении правомочности возможных вставок (глосс) или пропусков. Когда говорят о боговдохновенности (отсутствующих) ориг. рукописей, то под этим подразумевается, что науч. исследования в качестве рабочей гипотезы предполагают наличие текста, первонач. написанного автором, и постоянно пытаются приблизиться к нему путем сравнения и устранения неточностей. Но даже открытие ориг. рукописи не смогло бы ничего прибавить к обусловленной Самим Богом достоверности Библии, как не смогло бы и ограничить критику со стороны человеч. разума. Библ. высказывание о том, что текст Библии является боговдохновенным, вероятно, следует истолковывать так, что все тексты и переводы, включая Септуагинту, причастны к боговдохновенности Библии в той мере, в какой они соответствуют первонач. тексту; это соответствие по своей сути может касаться только значения содержания, но не может быть букв., поскольку никакой текст нельзя "буквально" и "дословно" перевести на другой язык. С одной стороны, фактич. отсутствие ориг. рукописей является напоминанием, заставляющим проявлять сдержанность в выводах. С другой, размеры и последствия разночтений безосноват. преувеличиваются. Семь восьмых всего текста НЗ единодушно признаются всеми исследователями как не вызывающие сомнений и твердо установленные. Никакие отклонения в тексте не касаются откровения о спасении во Христе. Конечно, и такое положение дел является указанием на то, что человек должен держаться главного в Божеств. откровении. Исследование вариантов текста служит тому, чтобы ориг. текст был выяснен до мельчайших деталей. Так Й.А.Бенгель, одним из первых проводивший изучение разночтений и достигший в этом значит. успехов, пишет: "Писание не содержит ничего непригодного. Нет ни одной извилинки в Священном Писании, которая не имела бы своей силы и своего значения. В нем содержится все, что нам необходимо знать и во что верить. Когда я беру в руки всю книгу Священного Писания, то могу сказать: "Вот Послание, которое мой Бог распорядился написать мне, по которому я должен ориентироваться и по которому Он будет судить меня";

3) ЯЗЫКОВАЯ ФОРМА. Библ. откровение было облечено в обусловл. временем и средой языковую форму. Форма изложения откровения отражает формальную логику на конкр. этапе ее историч. развития. Так, различные сообщения часто даются без пояснит. примечаний и в свободном порядке, так что читатель не всегда может составить общую картину, удовлетворит. с т.зр. системы и не содержащую пропусков. При этом здесь было бы неуместно говорить о противоречиях, поскольку библ. авторы не имели ни намерения избегать противоречий, ни присущих нам представлений о том, что есть противоречие. То, что смущает человеч. разум по первому суждению, терпеливому читателю может показаться лучшим из возможных решений поставл. задачи: полное и совершенное единство, проявл. многими свидетелями и различн. способами. Тем не менее фактом остается то обстоят-во, что библ. языковая форма не лишена недостатков, обусловл. человеч. немощью, ограниченностью и слабостью;

4) БЕЗ ГРЕХА. Библ. авторы единогласно и недвусмысл. свидет-ву-ют об Иисусе Христе, что Он был "подобно нам, искушен во всем, кроме греха" (Евр 4:15; ср. 2Кор 5:21; 1Пет 2:22; 3:18). Он полностью усвоил человеч. природу, стал сопричастен пространственно-временным ограничениям земной жизни: "Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию" (Евр 5:8). Однако Он не был причастен ни к обману и лжи Своего времени, ни к грехам человеч. рода. Он был реальным человеком, носившим образ раба, но в то же время Он был самой Истиной, праведником, умирающим за неправедных, истинным Хлебом и Словом, Которое дарует Себя миру. Библия полностью причастна к этой тайне Господа, но следует остерегаться смещения понятий и тайну веры подменять доказательством внешнего, формального совершенства Библии. Библия сама определяет, в чем она компетентна. Христианину же полезно вновь и вновь прославлять познанное через Св. Духа и через веру совершенство Библии, ведущей его к встрече с Господом, как это делает молящийся в Пс 118.

V. ИСТОЛКОВАНИЕ
А. УСЛОВИЯ
1) ЧТЕНИЕ И СЛУШАНИЕ БИБЛИИ. Как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена верующие читали и слушали Писания стоя (в знак благоговения перед Словом Божьим, Лк 4:16). Затем к прочит. отрывкам давали пояснения (Неем 8:5-8; 1Фес 5:27; 1Тим 4:13). При этом нельзя упускать из виду, что читателями и слушателями в основном были необразов. и необуч. люди, рабы и ремесленники;

2) ПОНИМАНИЕ. Но этим духовно "несовершеннолетними" богословски неподготов. христианам апостолы (к-рые и сами "люди некнижные и простые", Деян 4:13) внушают, что они могут самостоятельно вникать в мысли, выраж. в С.П., и в состоянии проверять их истинность (Еф 3:4; 1Пет 1:12; 1Ин 2:20,27). Сам Господь дает им понимание Писания (Деян 16:14; 2Тим 2:7; 1Ин 5:20). Мудрецы этого мира не узнали Господа славы, Которого узна¨т самый простой раб, когда Св. Дух открывает его сердце ("Душевный человек не принимает того, что от Духа Божиего, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно", 1Кор 2:14). Без помощи Св. Духа невозможно духовное понимание Библии, ибо "на сердце остается покрывало", сколько бы раз ни было прочитано С.П. Лишь обращение к Господу открывает для читателя Библию; необходимо, чтобы человек видел в С.П. Его образ (2Кор 3:15-18). Поэтому и Никодим, будучи образов. иудеем и книжником, т.е. профессиональным знатоком Писаний, не может познать истин о Царстве Божьем, а постигнет их, только родившись свыше от Духа (Ин 3:1-14);

3) ОТКРЫТИЕ ПИСАНИЯ. Господь не только открывает понимание, Он открывает и Писания, когда Сам истолковывает их Своим Духом (ср. Лк 24:45 со ст. 27), так что человек начинает понимать, что он читает и во что верит (Деян 8:26-40);

4) ТОЛКОВАНИЕ. Библия сама определяет, как ее следует толковать. Ее цель - пробудить веру во Христа; именно для этого она была написана, и так следует ее истолковывать (Ин 20:30,31). "Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его". То же намерение было и у всех остальных авторов Библии;

5) ХРИСТОС - жизн. центр всей Библии. Св. Дух преследует единств. цель: прославлять Христа (Ин 16:14). Потому никакое толкование не может считаться надлежащим, если оно не подчиняется установл. самой Библией нормам истолкования. Никакая экзегеза - богословская, духовная, научная, керигматическая, эсхатологическая и др. - не может существовать сама по себе, каждая вместе с другими направлениями должна быть подчинена единой идее Библии: истолкованию Христа;

6) ЕДИНСТВО ВЗ и НЗ проявляется только в личности Иисуса Христа. Все библ. авторы, хотя они участвуют в разных стадиях передачи откровения и используют разные языковые формы, свидет-вуют об одном Спасителе, Который одним Своим спасит. деянием вернет искупл. Церковь к общению с Богом: а) с т.зр. Библии, правомерно и имеет смысл говорить о "синоптическом", "Иоанновом", "Павловом" богословии только при том условии, что все они исходят из одного и того же "христологического" богословия и возвращаются к нему же. Первейшая задача экзегезы заключается в том, чтобы открывать скрытое единство свидетелей во всех их отличиях; особенно следует стремиться показать имеющееся согласие между Иисусом и Павлом, между Павлом и Иаковом (-> Вера, II,6); б) для истолкования ВЗ имеет значение и то, что Иисус и новозаветные авторы используют свыше 350 ветхозаветных цитат и еще прим. 3500 раз косвенно ссылаются на Ветхий Завет. Сама Библия видит единство ВЗ и НЗ прежде всего в том, что данные в ВЗ обетования находят в НЗ свое исполнение (ср. Мф 5:17; Мк 1:15; Лк 4:21; Гал 4:4; Еф 1:10). "Новый Завет скрыт в Ветхом, Ветхий открывается в Новом" (Августин).

Б. ОБЪЯСНЕНИЕ ПИСАНИЯ ПИСАНИЕМ
Принцип: "Писание само себя истолковывает" является следствием уверенности в том, что вся Библия представляет собой единое целое. Духовное должно истолковываться для одаренных Духом словами, к-рые даны от Духа (а не от человеч. мудрости) (1Кор 2:13):

1) при этом изучение текста должно происходить со всей тщательностью, с привлечением всех вспомогат. средств;

2) духовное истолкование может проистекать только от духовного понимания, к-рое сообщает один лишь Св. Дух. Необходимы также старат. и терпеливые усилия (и послушание) со стороны самого человека;

3) доказат-во путем прямого цитирования места из С.П. действит. лишь тогда (в соотв. с тем, как оно используется в самой Библии), когда смысл всего толкуемого отрывка может быть разъяснен отдельным изречением, а отдельное слово, в свою очередь, может быть прояснено из всего контекста (т.наз. герменевтический круг [герменевтика - традиция и способы толкования многознач. или не поддающихся уточнению текстов, большей частью древних]), и тогда доказат-вом может стать и единственное слово С.П.

В. ПРАВИЛА
1) в отношении Библии действителен целый ряд правил, применимых к толкованию любого лит. произведения. Работа исследователя может вестись по след. направлениям:
а) автор, место, время, цель создания текста, его связность;
б) досл. текст, значение слов, общее значение;
в) лит. жанр, отличие букв. значения от символич.;
г) взаимосвязь с другими текстами, историч. периодом, историей религии и т.д. До тех пор пока науч. вспомогат. дисциплины сохраняют служебное назначение, они могут произвести ценную, даже необходимую, работу, но если принципы толкования приобретают абсолютную ценность, то они становятся помехой правильному пониманию С.П.;

2) другие правила толкования, соотв. характеру Библии, относятся только к ней:
а) внимание к различию между периодами передачи Божеств. откровения и Божьих деяний в отношении человека (см., напр., Мф 11:13; 12:32; Рим 5:13; 11:25; Еф 1:21);
б) типологич. истолкование ВЗ, напр. по образцу Послания к Евреям или Первого послания к Коринфянам 10:1-13; в) пророч. или эсхатологич. толкование;

3) нельзя не видеть, что Библия знает и о лжепророках, лжехристах, лжеапостолах, лжеучителях и категорически отвергает их (Мф 7:15; 24:11,24; 2Тим 4:3). Незнание Библии ведет к ошибочным суждениям (Мк 12:24; 2Тим 2:15,18). Библия воспитывает человека и ведет его к Христу; если общение с ней уводит от Христа, то в основе этого лежит ненормальное, антихрист. воздействие, к-рое не может происходить от Духа Божьего (2Кор 11:13-15; Гал 3:1; 5:7,8).

Г. СЛОВО И ДУХ
1) Дух животворит. Все усилия по изучению С.П., как в назидат., так и в науч. целях, без действия Духа мертвы, потому что и Библия мертва без связи с Духом: "Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Ин 6:63);

2) Дух дарует силу, так что слово благовестника становится словом Божьим, воздействующим на современников и ведущим их к общению с Богом;

3) Дух ведет к слову. Дух учит внимать слову и отличать его от чужого или собств. опыта, воззрений, привычек. Дух ведет к отмиранию своеволия и заставляет "прилепиться к Господу" и Его слову;

4) Дух освобождает от законнич. недопонимания и злоупотребления Библией. Библия - это не книга Закона, а ми-лостивый дар. Выражение "верить всему написанному" (Деян 24:14) не следует абсолютизировать: оно не означает, что человек должен испуганно и порабощенно подчиняться всякому отдельному изречению. В Иисусе Христе заключена вся полнота жизни, на Него указывает все Писание. Каждый волен принимать от этой полноты "благодать на благодать" (Ин 1:16), сколько ему требуется, - одному больше, другому меньше (Исх 16:16 и след.). Любящий Бога будет соблюдать Его заповеди (Ин 14:15) и искать в С.П. Его образ.