Строительство

Строительство, строить, возводить, возделывать
I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Глагол "возделывать" относится в первую очередь к работе крестьянина, к-рый обрабатывает поле (Быт 2:5; 3:23; 4:12; Притч 12:11; Евр 6:7) или виноградник (Втор 28:39). В Быт 2:15 говорится о том, что Господь повелел людям возделывать и хранить сад Едема. Часто глаголы "строить" (созидать) и "сажать" (Иер 1:10; Лк 17:28), а также "возделывать" и "засевать" (Иез 36:9) встречаются рядом. Сотворение Богом земли, производящей полевые злаки, называется "устроением" (Пс 64:10). При сотворении людей Господь создал женщину из ребра мужчины (Быт 2:22). "Строить" и "возводить" означает также сооружать каменные здания, жилые дома (Быт 33:17; 3Цар 2:36; Иов 20:19), города (Быт 4:17; 3Цар 12:25; 16:24; Дан 4:27) или гор. укрепления (2Цар 5:9; 3Цар 15:17; 2Пар 11:5; Неем 2:17), овчарни (Чис 32:16) и гробницы (Мф 23:29). Заново отстраиваются разоренные и лежащие в руинах города (Ис 58:12; 61:4; Иез 36:10). Строят жертвенники Господу (Быт 12:7; Исх 17:15), жертвенники и капища для идолослужения (3Цар 11:7; Иер 7:31; 19:5; Иез 16:25), а также Иерусалимский храм (2Цар 7:5,13; 3Цар 6:1; Езд 5:2,4; Зах 1:16). В этом случае "строить", "устраивать" может означать "реставрировать" (2Пар 24:27) и "перестраивать" (Ин 2:20). С., совершавшееся людьми, часто было направлено против Бога (Быт 11:4; Ос 8:14), но "если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его" (Пс 126:1). Горе грозит тому, "кто строит дом беззаконием" (Иер 22:13) и город "кровью и неправдою" (Мих 3:10; Авв 2:12). То, что по воле Своей разрушил Господь, людям бесполезно восстанавливать (Иов 12:14; Иер 45:4), даже если Израиль в гордыне говорит: "Кирпичи пали, построим из тесаного камня" (Ис 9:10).

II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
В переносном значении глагол "строить" применим к заботе Господа о Своем народе, к-рый подобен винограду, "насаженному десницей Божиею" (Пс 79:15 и след.; см. Ин 15:1 и след.), а христ. община - это "Божья нива, Божье строение" (1Кор 3:9). При этом пророки (Иер 1:10) и руководители церк. общин являются "соработниками у Бога" (1Кор 3:5-9). К общине обращено и воззвание апостола быть укорененными и утвержденными во Христе (Кол 2:7). В переносном смысле Господь "созидает Сион" (Пс 101:17), "устраивает" престол Давида (Пс 88:5) и Израиль (Иер 24:6). Но наиб. важным здесь является образ С. (устроения) дома. С одной стороны, это - метафорич. изображение благоденствия семей, к-рым Господь дарует потомство (Исх 1:21; 1Цар 2:35; 2Цар 7:27), с другой - продолжения рода самими людьми (Втор 25:9; Руфь 4:11). В НЗ образ храма переносится на христ. общину. Общины устроялись (в Синод. пер. часто - "назидались" - Деян 9:31) и созидались (Мф 16:18; Еф 4:21) на основании, "которое есть Иисус Христос" (1Кор 3:11-14), "на святейшей вере" (Иуд 20), "на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа -> краеугольным камнем" (Еф 2:20; см. 4:11), они "устраивали из себя дом духовный" (1Пет 2:5), "жилище Божие Духом" (Еф 2:22). Церковь - это неру-котворный храм, к-рый Господь собирался воздвигнуть за три дня (Мк 14:58; Ин 2:19-22). Павел старался "благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании" (Рим 15:20). В своих притчах Иисус использует образ С. дома или башни, желая показать, что значит быть Его учеником и последователем (Мф 7:24-27; Лк 6:47-49; 14:28-30). И наконец, в образе дома нерукотворного, жилища на небесах от Бога, олицетворяется воскресение из мертвых (2Кор 5:1-3). -> Дом, строительство дома -> Храм -> Город -> Крепость.