Страх

Страх, страшиться.

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
С. - это тревожное состояние, испытываемое человеком перед лицом реальной или предполагаемой опасности. С. - извечный спутник человеч. существования.

II. СТРАХ В БИБЛИИ
1) в Библии показаны обычные, подобные нам, люди со всеми слабостями и тревогами (ср. Пс 33:5; Мф 14:26; 28:4; Ин 7:13; Деян 2:43; 1Кор 2:3). Каждый человек имеет основания страшиться враждебных, темных сил (Еф 6:12) греха, смерти и дьявола;

2) от С. человека может освободить только Тот, Кто могущественнее этих сил, - Иисус. Об этом свидет-вует многократно повторенный Им призыв: "Не бойся!" (напр., Мк 5:36).

III. СТРАХ БОЖИЙ И ЛЮБОВЬ БОЖЬЯ
1) насколько часто в Библии говорится о даруемой Христом -> свободе от страха, настолько же часто подчеркивается значение С. перед Богом, где С. и благоговение сливаются воедино: кто страшится Бога, тот благоговеет перед Ним. И наоборот: кто благоговеет пред Богом, тот и страшится Его, проникаясь Его величием и святостью. Евр. слово йира означает С. и благоговение пред Богом, но одновременно это и высшая мудрость, и первый шаг на истинном пути, ведущем к спасению (Иов 28:28; Пс 110:10; Притч 1:7; 9:10). Благочестие ветхозаветных праведников основывалось именно на С. перед Богом. Подобная позиция находит подтверждение и в НЗ (1Пет 2:17). Ветхозаветному йира здесь соответствует греч. глагол фобейн (Мф 10:28; Лк 1:50; 18:2; 23:40; Деян 10:2; 13:16; Кол 3:22; Откр 11:18; 14:7; 15:4; 19:5); см., однако, п.3;

2) человек, не испытывающий С. перед Богом, живет лишь земной жизнью, в к-рой не остается места для общения с Богом. Но в момент, когда прекращается связь с Богом, земная жизнь теряет свой смысл, поскольку Бог - основа жизни (Кол 1:17; Евр 1:3). Человека, не признающего никакой другой дей-ствительности, кроме земной жизни, охватывает более сильный С. - С. перед "небытием". Ему необходимо познать библ. истину, к-рая гласит: "Бога, Господа твоего, бойся" (Втор 10:12,20; Мф 10:28; Рим 11:20 и след.). С. перед Богом - это любовь к Нему в ответ на Его любовь к нам. Любовь к Богу в НЗ превосходит (в отличие от ВЗ) С. перед Ним, хотя и здесь присутствует благоговейный С. перед недостижимой Божьей славой и непостижимой Божьей сущностью (Евр 12:28 и след. и др.);

3) в НЗ говорится о том, что соблюдать заповеди следует не из раболепного С., а из любви и благоговения (Ин 14:15,23). Кто отвечает на Божью любовь смирением, тот поступает по новому закону свободы детей Божьих (Рим 8:21). Чем сильнее любовь к Богу, тем слабее ложный, раболепный С. В подобной любви нет С. (1Ин 4:18). -> Смущение, страх, испуг, робость, боязливость.

Страх ("стеснение сердца", "скорбь"). Если Библия говорит о С. [греч. тлипсис, "стеснение", "скорбь"], то упор делается скорее на внешние причины С., а не на внутреннее состояние человека. В Библии говорится о различных видах С.: 1) С., связанный с мучениями роженицы (Пс 47:7; Иер 13:21), С. ("теснота") перед врагом (ср. Пс 17:7; 30:10), С. смерти (Пс 114:3), С. как постоянный спутник совершающих зло (Рим 2:9) и, наконец, С. перед Судным днем (Соф 1:15); 2) ап. Павлу знакомы особые С., связанные с его призванием, напр. С. за вверенные ему души (2Кор 2:4); 3) существует С. быть отвергнутым Богом (Пс 50:13); он связан с вопросом о спасении. Наряду с этим из Библии известен С., называемый в народе "раскаянием висельника" (ср. Исх 8:8,28; 3Цар 21:27; Деян 8:24); 4) поскольку С. часто порождается одиночеством, от него может освободить общение с Иисусом. В этом мире сердце верующего всегда стеснено скорбью, но "Христос победил мир" (Ин 16:33). Поэтому Павлу известно победное преодоление С. перед врагами, адом, смертью и судом (Рим 8:35 и след.). Но для человека как существа тварного не устраняется С. перед смертью, к-рый был знаком даже Иисусу (Лк 12:50).