Старость

Старость. С. - последний отрезок жизни, когда время деторождения уже прошло, хотя Бог может даровать детей и родителям, находящимся в преклонном возрасте (Быт 21:2,7; 37:3; 44:20; Лк 1:36; Евр 11:11). Плод всей жизни обнаруживается в обогащенной жизненным опытом мудрости стариков (Пс 36:25). Тот, кто, подобно Ровоаму, пренебрегает их советом, поступает неразумно и вредит себе (3Цар 12:6-8). Иоас и Озия тоже пошли своим путем после смерти своих старших советчиков (2Пар 24:17 и след.; 26:5,16 и след.). Но наряду с этим в Библии есть и предостережения от переоценки жизненного опыта. Бог может и стариков лишить разума (Иов 12:20), и тогда их притязания на превосходство в мудрости вызывает смех (ст. 12). Только Дух Божий дает человеку разум (Иов 32:6-9), и те, кто исполняет Его повеления смолоду, становятся умнее возгордившихся старцев (Пс 118:100). Однако при всех обстоятельствах остается неизменной заповедь Господа почитать родителей (Исх 20:12) и старших, особенно же не пренебрегать состарившейся матерью (Притч 23:22) и всегда вставать "пред лицем седого" (Лев 19:32). Часто упоминаемая седина (1Цар 12:2; Иов 15:10; Пс 70:18) представляет собой своего рода венец, естеств. украшение человека (Притч 16:31; 20:29). Глупо выглядит стремление не замечать своей седины и С. (это образно сказано в Ос 7:9 о Ефреме). Павел учил Тимофея относиться к старикам, как к отцам и матерям (1Тим 5:1 и след.); но и они должны быть примером детям и внукам (Тит 2:2-5) и возвещать им своим поведением могущество Божье (Пс 70:18). Многочисл. потомство до третьего и четвертого поколений (Быт 50:23; Иов 42:16) восхваляется как благословение С. (Притч 17:6) и даруется в обетованиях (Пс. 127:6). От внуков и правнуков ожидают помощи и заботы в С. (Руфь 4:15; 1Тим 5:4,8,16). Тот, кто доживает до преклонного возраста, кто входит в гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы (Иов 5:26), тот умирает "в старости доброй" (Быт 15:15; Суд 8:32; 1Пар 29:28), "престарелый и насыщенный жизнью" (Быт 25:8; 35:29; 2Пар 24:15; Иов 42:17) и "с миром" (Лк 2:29). Состоявшаяся жизнь обозначается словами "престарелый и насыщенный жизнью" (Быт 25:8; 35:29; 1Пар 23:1); но нередко С. сходит в могилу в сердечной боли и печали (Быт 42:38; 44:29), не с миром, а в крови (З Цар 2:6,9). Отсюда молитв. просьба к Богу: "не отвергни меня в старости ... не оставь меня" (Пс 70:9,18) и Его спасительный ответ: "И до седины вашей Я же буду носить вас" (Ис 46:4). Старый человек нередко утрачивает способность принимать решения и действовать: так было с Илием в отношении его сыновей (1Цар 2:22-25), с Давидом при попытке Адонии захватить цар. престол (3Цар 1) и с Соломоном, когда он позволил своим языч. женам склонить свое сердце к иным богам (3Цар 11:4). И царь в С. может стать неразумным (Еккл 4:13). Последний период старческой слабости передан в Библии без прикрас (2Цар 19:35; 3Цар 1:1-4; Еккл 12:1-5): нередко стариков мучают малодушие и недо-вольство; они уже не могут ясно отличить добро от зла. Ноги в С. становятся дрожащими и искривленными, подъем в гору и ходьба даже с посохом бывают затруднены (Зах 8:4). Зубы выпадают, глаза мутнеют или слепнут (Быт 27:1; 48:10; 1Цар 3:2; 3Цар 14:4; Еккл 12:3; ср., однако, Втор 34:7). Ослабевают слух и голос, еда и напитки кажутся безвкусными, а сон бежит от стариков. Кровь уже не греет по-настоящему, и время жизни окончат. проходит (3Цар 1:1-4). Тогда наступает время умирать, возвращаться к Богу, Который даровал жизнь (Еккл 12:6,7) и Который Сам есть жизнь.