Срам

Срам, посрамить, позорно - эти слова в Синод. пер. передают значение различных евр. и греч. слов, к-рые связаны с понятиями: -> стыд, -> бесчестие, -> насмешка.

I. Люди нередко бесчестят и позорят себя и др. людей. К этому ведут, напр., половая распущенность и насилие (Быт 34:5; 2Цар 13:11 и след.; Рим 1:24,27), а также глупость. Глупый человек является позором для своей ма-тери (в Синод. пер. - "пренебрегает") (Притч 15:20). Люди стремились унизить Иисуса, но он "пренебрег посрамлением" (Евр 12:2). Среди обвинений, к-рые Павел вынужден был предъявлять собств. народу, есть и такое: хвалишься Законом, а преступлением его бесчестишь Бога (Рим 2:23). Верша суд, Бог стремится не дать впредь бесславить Свое святое имя (Иез 39:7).

II. Бог вершит отмщение гордецам и безбожникам; народ, покрывший себя бесчестием и стыдом, предается вечному С. (Пс 70:13; 77:66; 131:18; Ис 20:5; 37:27 и проч.).

III. Совершенно иной опыт и иная судьба у верующего. Еще псалмопевец говорил: "Да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя" (Пс 24:3; ср. Ис 54:4). Тем более Христос, камень преткновения и камень соблазна для неверующих как в наше время, так и при Своем Втором пришествии, не посрамит тех, кто ве-рой ищет прибежища у Него (Рим 9:33), пребывает в Нем (1Ин 2:28) и надеется на Него (Рим 5:5). На этом основана и убежденность Павла в том, что он ни в чем не будет посрамлен (Флп 1:20).

IV. Чтобы преуспеть в -> освящении, без к-рого духовное служение утрачивает силу, человеку необходимо отвергнуть "скрытные постыдные дела" (2Кор 4:2). Ученик Христов не должен участвовать в "бесплодных делах тьмы" (Еф 5:11 и след.); в своем служении он призван удерживаться от постыдной корысти (Тит 1:11; 1Пет 5:2). При этом условии он может сохранить внутр. мир и спокойствие, даже если его путь проходит через "честь и бесчестие", через добрую или худую молву (2Кор 6:8).