Сон

Сон
I. В теплом климате Ближнего Востока не было больших проблем с ночлегом. Общепринято было спать на жестком ложе, бедные люди спали прямо на земле, подобное случалось и в пути (Быт 28:11). Часто спали на подстилке, к-рую на день скатывали. Там, где говорится о ношении постели, подразумевается именно такая подстилка (Мф 9:6; Ин 5:9 и след.). У богатых были настоящие -> кровати с тонкими матрасами, к-рые использовали как по одному, так и во множестве, укладывая один на другой. Существовали одеяла, чтобы укрываться (Суд 4:18, в Синод. пер. - "ковер"), но обычно для этого использовали плащ или верхнюю одежду (1Цар 19:13), к-рую по этой причине нельзя было удерживать в качестве залога дольше, чем до вечера (Исх 22:26,27; Втор 24:12,13).

II: 1) в С. видели не только здоровый отдых после тяжелой работы (Еккл 5:11), но и воспринимали его как нечто угрожающее, полагая, что у С. есть общее со смертью. Спокойно и без опасений можно спать только потому, что Господь бодрствует (Пс 3:6; 4:9; Притч 3:24). Господь - страж Израиля, неусыпный и недремлющий (Пс 120:3 и след.). Забота (Еккл 5:11) или томление (Быт 31:40) похищают С., но ленивого его долгий С. приводит к несчастью (Притч 6:9-11; 20:13; 23:21). В решит. часы ученики оставляют Иисуса в одиночестве, потому что засыпают от усталости (Мк 26:36-46; Лк 9:32). В метафорич. значении звучит призыв к Церкви, предостерегающий ее от духовного С. и зовущий проснуться и бодрствовать (Мк 13:36; Рим 13:11; Еф 5:14; 1Фес 5:6). -> Бодрствовать, просыпаться;

2) Господь не только охраняет спящих, Он посылает людям во С. Свои откровения и указания (Быт 28:12-16; Иов 4:13-17; 33:15-18; Иер 31:26; Мф 1:20-24; -> Сновидение -> Видение). Кр. того, в отдельных случаях Бог наводит на человека особенно крепкий С., чтобы этим скрыть от него Свои действия, как это было в случае с Адамом (Быт 2:21), при откровении Аврааму (Быт 15:12), а также в истории с Саулом, к-рого Бог крепко усыпил, чтобы помочь Давиду (1Цар 26:12).

III. О С. в Библии часто говорится в метафорич. смысле. На тех, кто почитает Бога только внешне, а сердцем отстоит далеко от Него, Господь может навести дух усыпления (Ис 29:10-14; Рим 11:8), так что их глаза становятся как бы закрытыми (Мф 13:15; Деян 28:27). О Божьем суде над народами сказано, что неблаговоление Господа погружает в С. и колесницу, и коня (Пс 75:7), что Он упоит вавилонян так, чтобы они заснули мертвым С. и больше не проснулись (Иер 51:39,57). Так С. превращается в символ духовной или физич. смерти, а в Пс 89:6, напротив, это образ быстрого течения жизни.