Смерть

Смерть. Это слово имеет в Библии два значения: "состояние, наступающее по завершении земной жизни", а также "почти персонифицир. описываемая сила, к-рая приводит к этому состоянию".

I. Обычно под С. подразумевается то мгновение, когда приходит конец жизни человека, т.е. прекращается жизнедеят-сть организма - исчезает сознание, останавливается дыхание, тело остывает и начинается тление (ср. 4Цар 4:31,32; Ин 11:39). С. может наступить в результате болезни (4Цар 20:1; Иер 16:4; Лк 7:2; Ин 11:4), старости (ср. Быт 25:8), от получ. ран, а также в результате казни, т.е. через кровопролитие (см. Быт 9:6). Поскольку С. означает утрату физич. жизни, то она горька (1Цар 15:32) и мучительна (Деян 2:24 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Вместе с тем она может быть желанной не только для притесняемых и бедных (Иов 3; 6:8-13), но и для пресытившихся жизнью (Иона 4:8). В бедствиях последних дней истории люди станут искать С. (Откр 9:6), но не найдут ее.

II. Однако чаще С. изображается в Библии как персонифицир. богопротивная сила, к-рая, будучи врагом жизни, угрожает ей, разрушает ее и в конце концов побеждает человека, разрывая все его связи с окружающим миром (Руфь 1:17; Пс 17:5,6). В этом значении С. изображена в Откр 6:8 в виде всадника на белом коне (-> Преисподняя). Со времен Адама (Рим 5:14) власть С. над людьми всеобща и касается всех без исключ. (Пс 89:4; Еккл 3:19-10; Ис 40:6-8; Рим 5:12; 1Кор 15:22). Человек пребывает в "тени смертной" (Мф 4:16). С. - следствие и плод греха, отпадения человека от Бога (Быт 2:17; Рим 5:12; 6:23). Не соблюдая заповеди Бога и предаваясь греху, человек попадает во власть С. (Рим 6:16; 8:6; 1Кор 15:56; Евр 2:14,15; Иак 1:15). Поскольку это обстоят-во осознавалось уже в ВЗ, то считалось, что прикосновение к мертвому телу оскверняет человека (см. Лев 5:2; Чис 19:11). При этом не следует забывать, что Павел в своих пояснениях всегда говорит о С. человека - образа Божьего, но не о смерти животного, поскольку С. животного в отличие от С. человека остается лишь явлением природы. Бог Сам может во исполнение Своего суда предать человека С. (1Цар 2:31), "свести" его "к персти смертной" (Пс 21:16). Но Бог не хочет С. человека, даже если этот человек беззаконник (Иез 18:23); Он в конечном итоге всегда остается врагом С. (ср. Ос 13:14). Бог вырывает у С. ее добычу (Пс 32:19; 55:14; 67:21), до тех пор пока окончат. не победит и не уничтожит С. (Ис 25:8; 1Кор 15:26; Откр 20:14).

III. Библия делает различие между жизнью физич., временной, и жизнью вечной. Вечная -> жизнь - это полное и непрерывное общение человека с Богом. Аналогично Библия различает физич. и духовную С. И если духовная жизнь - это добро, то вечная С. представляет собой зло, проклятие и гибель (Втор 30:15,19; Притч 2:18; 8:36; 11:19; 12:28). Духовная С. означает утрату общения с Богом и способности различать добро и зло (Лк 15:32; 1Тим 5:6; 1Ин 3:14), разложение (Еф 2:1; Кол 2:13), следствием чего является проклятие и закоснелость (ср. Мф 23:13 и след.). При этом людям, духовно мертвым, может казаться, что они находятся в нормальных отношениях с Богом (Откр 3:1). В состоянии духовной С. пребывают все люди со времени отпадения от Бога; положение изменяется тогда, когда человек по милости Божьей оказывается спас. для новой жизни через возрождение (Ин 5:24). Поэтому о верующих сказано, что они не увидят С. вовек (Ин 8:51), ибо новая жизнь не может быть убита человеком (Мф 10:28). О том, что существование человека не заканчивается физич. С., ясно свидет-вует книга Откровения. Неверующие подвержены "второй смерти" (Откр 2:11; 20:6), к-рая прекращает их существование, а вместе с тем и возможность обращения к Богу, и в конечном итоге уничтожит все богопротивное на небе и на земле (Откр 20:14; 21:4,8; -> Суд -> Проклятие). Вторая С. не имеет власти над верующими (Откр 20:6), потому что Христос, Который сначала Сам предал Свою душу на С. (Ис 53:12; Флп 2:8), тем самым отнял у С. ее власть (2Тим 1:10), поглотил С. Своей победой, т.е. упразднил ее (1Кор 15:54). Ученики Иисуса становятся причастными к этой победе, соединяясь с Христом через крещение в С. (Рим 6:3 и след.). Так они оказываются освобожд. от власти С. (Рим 8:2), и ничто (ст. 38) не может вырвать их из руки Господа, отделить от Его любви. Поэтому С. Господа, к-рую Церковь возвещает в Вечере Господней, есть исток и начало их жизни (ср. Рим 5:10; 1Кор 11:26). Благодаря Своей победе Христос является и Господином над С. (Откр 1:18), и С. будет вынуждена отдать Ему всю свою добычу (Откр 20:13). Впрочем, об этой власти Бога знал и ВЗ. Так, текст Пс 15:10 свидет-вует, что Бог не отдаст С. своих святых. Божья власть проявляется в восхищении Еноха (Быт 5:24), а также в том, что с момента Второго пришествия Христа живущие верующие уже не будут умирать (ср. 1Фес 4:17). Быть предаваемым С., подобно Христу, - естеств. для христианина (2Кор 4:11); в его С., как и в его жизни, возвеличивается Христос (Флп 1:20), ибо его любовь к Христу превышает любовь к собств. жизни (Откр 12:11). Умирая, он устремляет свой взор на небо, к Господу (Деян 7:55). И он знает, что его физич. С. не прекращает истинную жизнь, общение с Богом (ср. Ин 8:51; 11:25 и след.). В ВЗ также говорится, что праведный и при С. своей может быть утешен надеждой (ср. Притч 14:32).

IV. Бог ставит человека перед выбором между жизнью и С. (Втор 30:15; Иер 21:8). В НЗ это происходит через проповедь Евангелия, принимая или отвергая к-рое человек решает вопрос о жизни или С.; Евангелие есть "для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь" (2Кор 2:16).

V. Подобно тому как обычно мертвым называют все то, что уже не способно отвечать, реагировать и действовать (ср. Мф 28:4), Библия применяет это определение ко всему, что не имеет силы и значения пред Богом, в первую очередь к идолам (Пс 105:28 - в Синод. пер. - "бездушные"), а также к тщетной попытке человека оправдаться делами (Евр 6:1) и даже к вере, если она не проявляется в делах христ. любви (Иак 2:17).