Сила

Сила [греч. ф-ма арам. имени, соотв. евр. Шаул, в Синод. пер. - Саул ("испрошенный")]. С., называемый в посланиях своим лат. именем Силуан [от silva - лес], - один из ближайших сотрудников Павла и, как и апостол, рим. гражданин (Деян 16:37). Он являлся членом Иерусалимской церкви, учителем и пророком (Деян 15:22,32); после -> Апостольского собора он вместе с Иудой, Павлом и Варнавой был направлен в Антиохию, чтобы сообщить там о принятом собором решении (ст. 25-27). Павел, отказавшийся взять во второе миссионерское путешествие Иоанна Марка, выбрал в качестве сопровождающего С. (ст. 40). Оба оказались в заточении в Филиппах (Деян 16:22 и след.). Когда Павлу пришлось покинуть Верию и отправиться в Афины, С. и Тимофей остались в Македонии, возм., в Фессалониках (Деян 17:14). Неизвестно, оказался ли впоследствии С., подобно Тимофею (1Фес 3:1 и след.), при Павле в Афинах. Точно установлено, что он прибыл в Коринф и что Павел тогда получил возможность успешно проповедовать (Деян 18:5), причем С. всячески способствовал ему в этом (2Кор 1:19). Вместе с Павлом и Тимофеем он назван отправителем обоих посланий к фессалоникийцам (1Фес 1:1; 2Фес 1:1). Позднее С. был секретарем Петра (1Пет 5:12). Иных сведений о С. не имеется, однако имеющиеся данные позволяют заключить, что С. был преданным помощником апостолов.

Сила, сильный. Словом "сила" в Синод. пер. переданы различные евр. и греч. слова, к-рые, кроме основного значения, имеют и другие: "имущественное состояние", "крепость", "власть", "великолепие", "могущество", "защита", "помощь", "опора", "мощь" и др. С. - неотъемлемое свойство Бога и характерный признак Его деяний. Только Бог располагает С. во всей ее полноте. Он по Своему усмотрению наделяет С. Свои создания, включая человека, равно как и лишает их этой С.

I. Божья С. названа в Библии "преизбыточной" (2Кор 4:7; ср. Еф 1:19), ибо она пре-восходит все земные человеч. силы. Своей великой С. Бог сотворил небо и землю (Иер 32:17), и через это становится видимым "невидимое Его, вечная сила Его и Божество" (Рим 1:20). С. Бога проявляется в Его судах (Исх 9:16; Пс 20:14) и в Его милосердной помощи (Втор 4:37; 2Пар 25:8). С. - одно из обозначений Самого Бога (Мф 26:64), Его Духа (Лк 1:35; 24:49) и Евангелия (Рим 1:16; ср. Евр 4:12). Поэтому восхваление С. Божьей постоянно сопутствует восхвалению Бога (Иов 37:23; Пс 64:7; 146:5 - Синод. пер. - "крепость"; Мф 6:13; Откр 4:11; 19:1 и проч.).

II. СИЛА ИИСУСА ХРИСТА. Обетование, данное через пр. Исаию (Ис 9:6 и след.), подтверждает и евангелист Лука: от Христа исходит "сила Господня" (Лк 5:17; ср. 6:19; Деян 10:38). Павел свидет-вует, что Иисус открылся "Сыном Божиим в силе" (Рим 1:4), и теперь наша задача заключается в том, "чтобы познать Его и силу воскресения Его" (Флп 3:10). Но в конце времен все земные племена увидят Сына Человеческого, грядущего "с силою и славою великою" (Мф 24:30; Откр 5:12 и след.).

III. БОЖЬЯ СИЛА В ЧЕЛОВЕКЕ. Еще в псалмах говорится о том, что Бог является С. жизни человека (Пс 26:1 - в Синод. пер. - "крепость"), Он вооружает человека С. (Пс 17:33), дает его душе великую С. (Пс 137:3 - в Синод. пер. - "бодрость"). "Надеющиеся на Господа обновятся в силе" (Ис 40:31), как бы не были они слабы (ст. 29; 2Кор 12:9 и след.). Иисус обещал Своим ученикам: "Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой" (Деян 1:8). Первый мученик Стефан назван человеком, "исполненным веры и силы" (Деян 6:8). "А Савл более и более укрепляется", говорится в Деян 9:22 о Павле, бывшем гонителе христиан; сам же он рассказывает о своем внутр. преобразовании так: "Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы" (2Тим 1:7). Уже малая толика этой Божьей С. может подвигнуть всю Церковь к братской любви, верности и мужеств. свидет-вованию. Господь благословляет тех, кто, не имея много С., сохранил слово Его, и не отрекается от имени Его (Откр 3:8). Мы должны доверять не земным человеч. С., к-рые преходящи и столь же ненадежны, а Божьей С., к-рой мы никогда не располагаем, но к-рая в ответ на нашу мо-литву может быть дарована нам по усмотрению и милости Бога. -> Власть.