Рука

Рука
I. В метафорич. значении Р. может обозначать всего человека. Так, выражение "требовать из моих рук" означает "требовать от ме-ня" (Быт 43:9). Чистые Р. подразумевают праведность и чистоту самого человека (Иов 17:9), его невиновность (Быт 20:5), и, напротив, нечистота рук, "неправда в руке" или Р., полные крови, свидет-вуют о порочности человека (Иов 16:17; Пс 7:4; Ис 1:15). Все, созданное человеком, - это дело Р. его (Втор 2:7; Пс 89:17), он кормится от трудов Р. своих (Пс 127:2). О творении Господа также говорится как о "деле Его рук" (Пс 8:7). Человек - тоже творение Р. Господа (Иов 10:3,8), и дни его - в Р. Божьих (Пс 30:16). Молящийся предает свой дух в Р. Господа (Пс 30:6). Никто не может похитить из Р. Господа тех, кого Он держит (Ин 10:28 и след.) и кого несут на своих Р. ангелы (Пс 90:11 и след.). "Рукою крепкою" Господь вывел Свой народ из рабства (Исх 13:3); Он наложил Свою Р. на Египет (Исх 7:4). Бог избавляет от Р. врагов (Быт 32:11), но "страшно впасть в руки Бога живого" для совершения суда, хотя это лучше, чем попасть в Р. людей (2Цар 24:14). Карая, Бог обращает Свою руку на отдельных людей или на народы (Ис 1:25; Ам 1:8; Пс 80:15). Р. Господа касается пророков, открывая им тайное и наделяя их силой (3Цар 18:46; 4Цар 3:15), но она же карает лжепророков и ложных провидцев (Иез 13:9; Деян 13:11); в то же время у идолов также "есть руки; но не осязают" (Пс 113:15).

II. Часто о Р., особенно правой (деснице), метафорич. говорится как о силе, власти и господстве. Бог держит человека за правую Р. (Пс 72:23), вдохновляя его (Ис 41:13). Десница Божья творит чудеса и разит врагов (Исх 15:6; Пс 16:7). Господь стоит одесную человека, ока-зывая ему помощь (Пс 15:8; 108:31; 109:5), в то время как на суде одесную судимого стоит обвиняющий его сатана (Пс 108:6; Зах 3:1). Слуги антихриста будут носить на правой Р. его знак (Откр 13:16), знак на Р. служил также постоянным напоминанием о ч.-л. (Исх 13:9; Ис 49:16). Место по правую Р. царя считалось почетным (3Цар 2:19). Воскресший Иисус воссядет "одесную силы" (Мк 14:62; 16:19; ср. Деян 7:55), одесную Отца, Который "все дал в руку Его" (Ин 3:35). Ученики Иису-са просили разрешения сесть "одному по пра-вую", "а другому по левую" Р. Его (Мк 10:37).

III: 1) за Р. берут, чтобы вести (Быт 19:16); Бог или ангел простирают Р. в знак просьбы и сострадания (Ис 65:2) или в знак суда и угрозы карой (2Цар 24:16; Иов 1:11; Ис 10:4); человек может простирать Р. и к запретному плоду (Быт 3:22; Пс 124:3). Сжатая или раскрытая ладонь символизирует отказ в милостыне или, напротив, подаяние ее (Втор 15:7 и след.), причем "левая рука подающего милостыню не должна знать, что делает правая" (Мф 6:3). Полагать душу свою в Р. или носить душу в Р. означает "рисковать своей жизнью" (Иов 13:14; Пс 118:109). Глаза рабов всегда обращены на Р. их господ, чтобы не пропустить их малейшего знака (Пс 122:2). Лить воду на ч.-л. Р. означает быть его личным слугой (4Цар 3:11);

2) рукопожатие свидет-вовало о заключении договоренности (4Цар 10:15), кр. того, оно служило -> по-ручительством. (-> Клятва, II,2 и 3). Демон-стративное омовение Р. являлось заверением в личной непричастности к ч.-л. (Втор 21:6 и след.; Иов 9:30; Пс 25:6; 72:13; Мф 27:24). Фарисеи с особой тщательностью совершали омовение Р. перед едой (Мф 15:2; Мк 7:2-4). Человек, к кому прикоснулся, не омыв своих Р., ритуально нечистый, тоже становился нечистым (Лев 15:11);

3) рукоплескание могло выражать не только радость и ликование (4Цар 11:12; Пс 46:2; Ис 55:12), но и осмеяние (Иов 27:23; Плач 2:15), гнев и печаль (Чис 24:10). В знак печали Р. клали на голову (Иер 2:37; 2Цар 13:19). Полагая Р. (перст) на уста, выражали стыд (Иов 21:5; Притч 30:32; Мих 7:16). -> Молитва (III,1г) -> Возложение рук -> Целование.