Раб

Раб, рабыня, раба
I: 1) а) первонач. Р. у израильтян были иноземцы (напр., Елиезер из Дамаска: Быт 15:2 и след., в Синод. пер. - "домочадец"; египтянка Агарь, Быт 16:1), плененные в ходе войн (Чис 31:9,18,26; Втор 21:10 и след.; ср. 4Цар 5:2), купленные у чужестранных работорговцев, нередко у финикийцев (Быт 17:27; Лев 25:44-46; ср. Иез 27:13) или родившиеся в до-ме хозяина, т.е. Р. от рождения (Быт 14:14; 17:12; Еккл 2:7, в Синод. пер. - "домочадцы"). Оставшееся в живых ханаан. население Израиля Соломон привлекал в качестве Р. на строит-ве дворцов и храма (3Цар 9:20 и след.). Обращение в рабство основывалось в этих случаях на общепризнанном праве (воен. праве и праве завоевателя или, соотв., на праве купли и владения). Однако похищение людей было запрещено под страхом смертной казни (Исх 21:16; Втор 24:7); б) средняя цена Р. при рассмотрении претензий на возмещение ущерба равнялась 30 сиклям серебра (Исх 21:32). Иосиф был продан за 20 сребреников (Быт 37:28; см. указанные в Лев 27:3-7 цены, к-рые, след. отметить, не относились специально к Р.); в) Р., хотя и являлся собственностью (Лев 25:46) и платежным средством ("серебром") своего хозяина (Исх 21:21), тем не менее не был полностью бесправным: убийство Р. грозило наказанием (Исх 21:20 и след.), а если Р. получал тяжелое увечье, то его полагалось отпустить на свободу (ст. 26 и след.). Если пленная рабыня выходила замуж за своего хозяина, то она получала новые права, а если муж утрачивал к ней интерес, она становилась свободной (Втор 21:10-14). Иов говорит о правах слуги и служанки, к-рыми нельзя пренебрегать, поскольку и их тоже создал Господь (Иов 31:13-15). Во Втор 23:16 и след. говорится, что Р., сбежавшего к израильтянину, не следует выдавать хозяину. Нередко Р. занимали ответств. положение в доме (Быт 24; 39:3-6); они могли даже стать приемными детьми (1Пар 2:34 и след.) или наследниками своих господ (Быт 15:2 и след.). Заповедь о соблюдении субботнего покоя распространялась и на Р. (Исх 20:10; 23:12; Втор 5:14); в принципе, Р. не отстранялись от богослужения: их следовало подвергать обрезанию и тогда они могли принимать участие в праздновании Пасхи (Исх 12:44) и других праздников (Втор 12:12, 18; 16:11,14). Р. священника мог даже есть "святыню" (Лев 22:11), что приравнивало его к прочим домочадцам (ср. ст. 12 и след.). Дети жившего в доме Р., видимо, всегда подвергались обрезанию (Быт 17:12 и след.). Основополагающим принципом в обращении с Р. было напоминание: помни, "что и ты был рабом в земле Египетской" (Втор 15:15), т.е. жил в рабстве, из к-рого Господь вывел Свой народ (Исх 20:2; Втор 5:6; Пс 80:7,11);

2) а) особое положение занимал купленный РАБ-ЕВРЕЙ (Исх 21:2). С ним полагалось обращаться не как с Р., а как с наемным работником (Лев 25:38-40). Эта привилегия сохранялась за ним и в том случае, если его продавали в работники -> пришельцу (ст. 47-54). Одной из причин продажи в рабство члена семьи (Исх 21:7) или себя самого в Библии названо обнищание (Лев 25:39,47). В рабство продавали вора, если он не мог возместить цену украденного (Исх 22:3). В Законе нет однозначных упоминаний о продаже в рабство за долги, но позднее такое случалось, и заимодавец мог вынудить к этому должника (4Цар 4:1 и след.; Неем 5:5,8; Ис 50:1; Ам 8:5,6; Мф 18:25);
б) срок службы раба-еврея, к-рый к тому же мог откупиться или быть выкупленным (Лев 25:47-49), как правило, ограничивался шестью годами; на седьмой год его полагалось отпустить на свободу без выкупа (Исх 21:2; Втор 15:12-18). При этом его жена и дети освобождались вместе с ним только в том случае, если он женился до того, как был продан в рабство. Если же жену ему дал господин, то она и дети оставались Р. Если этот человек ради своей семьи или из привязанности к хозяину и далее желал оставаться Р., то господин прокалывал ему ухо у дверного косяка (ст. 16 и след.; ср. Исх 21:3-6). Тогда рабство признавалось пожизненным, и Р. не подлежал освобождению в -> седьмой (субботний) год, когда остальных рабов-евреев отпускали на свободу (Лев 25:40 и след.). Ограничение рабства шестью годами не распространялось на израил. девушек, проданных в наложницы. Но если девушка переставала нравиться купившему ее, то он должен был позволить выкупить ее; однако ее не разрешалось продавать чужестранцу. Она получала свободу и в том случае, если сын хозяина брал ее себе в жены, а потом женился на другой (Исх 21:7-11). Позднее особые пред-писания, касавшиеся рабов-евреев, перестали соблюдаться. Во времена Иеремии вавил. угроза побудила израильтян попытаться восстановить эти правила, но обещание соблюдать их вновь оказалось всего лишь декларацией о намерениях (Иер 34:8-22);
3) НЗ рассматривает институт рабства как существующую реальность, не требуя его отмены. Павел призывал Р. не заботиться о своем освобождении, но при возможности изменить положение к лучшему, советовал этой возможностью воспользоваться (1Кор 7:21). Сбежавшего Онисима Павел отослал обратно к Филимону, однако "не как раба, но выше раба, брата возлюбленного" (Флм 10-18). Р. и слуги должны повиноваться своим господам (Еф 6:5-8; Кол 3:22-25; Тит 2:9 и след.), какими бы суровыми те ни были (1Пет 2:18); хозяева же не должны относиться к Р. "небрежно", т.к. Р. тоже являются братьями, т.е. верующими (1Тим 6:2). От господ требовалось справедливое обращение с Р. (Еф 6:9; Кол 4:1). Но перед Богом и во Христе не существует различия между господами и Р. (1Кор 7:22; Гал 3:28; Кол 3:11).

II: 1) нередко Р. (слугами) в Библии названы подчиненные, к-рые не являлись Р. в прямом смысле слова. Под Р. царя подразумеваются его воины (1Цар 17:8), но, как правило, профессион. воины, а не ополченцы (2Цар 2:12 и след.; 3:22; 11:1). Самих себя люди называли Р. по отношению к вышестоящим (Чис 31:49; 2Цар 9:8; 3Цар 1:26), к чужестранцам (Быт 19:2) или тогда, когда хотели показать свою преданность и готовность служить;
2) человек называет себя Р. (Лк 1:38,48), желая подчеркнуть свое положение перед Богом (см. "раб Господень" -> Исаия III,2а,б). Называя себя Р. в обращении к Богу (Чис 11:11; 1Цар 3:9; 3Цар 8:28; Деян 4:29), молящийся выражает свою преданность и готовность к послушанию (Откр 1:1; 7:3; 22:6). Сам Господь подтверждает правильность такого слово-употребления, называя Своими Р. Авраама, Моисея и Давида (Быт 26:24; Чис 12:7; 2Цар 7:5). Служанка, одержимая духом прорицания, кричит в Филиппах о Павле и его спутниках: "Сии человеки - рабы Бога всевышнего" (Деян 16:17). В проповеди и молитве древней Церкви говорится об Иисусе [Деян 3:26 - греч. пайс может означать "раб", "слуга" и "ребенок", "дитя"] или, соотв., о Давиде (Деян 4:25) как о Р. Божьих, а апостолы Павел (Рим 1:1; Флп 1:1; Тит 1:1), Петр (2Пет 1:1) и Иоанн (Откр 1:1) называют себя Р. Бога или Р. Иисуса Христа. Готовность служить обращена и на своих собратьев, поскольку, по словам Христа, "кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою" (Мк 9:35; 10:44). Но падший человек является Р. греха (Ин 8:34; Рим 6:17), Р. страха смерти (Евр 2:15) и Р. тления (2Пет 2:19) до тех пор, пока через искупление не станет Р. Богу и праведности (Рим 6:17 и след.,22);
3) особый смысл понятие "Р." приобретает в НЗ, когда оно упо-требляется в связи с противопоставлением Закона и Евангелия. Моисей был верным служителем во всем доме Божьем (Евр 3:5 согл. Чис 12:7), и через него был дан Закон (Ин 1:17), "завет от горы Синайской, рождающий в рабство" (Гал 4:24). В противоположность этому Христос является Сыном в доме Бога (Евр 3:6); Он делает людей истинно свободными (Ин 8:35 и след.). Во Христе нет больше рабов, как это было во времена Закона с его духом рабства (Рим 8:15); есть только чада, сыны Божьи (Гал 4:7), принявшие Духа -> усыновления. Христос освободил людей, выкупив их дорогой ценой, и Павел предостерегает их от того, чтобы они вновь не стали "рабами человеков" (1Кор 7:23), не подверглись "игу рабства", т.е. не подчинились порабощающей силе Закона (Гал 5:1).

III. Во всех библ. оборотах речи словам "рабыня", "раба" соответствует форма муж. рода этого слова. В ВЗ "раба", "рабыня" - это зависимая от господина женщина (иноплеменница, Лев 25:44, или еврейка, Иер 34:9), в НЗ - тоже зависимая от к.-л. женщина (Лк 12:45; Деян 16:16, в Синод. пер. - "служанка"). При обращении к высокопостав. лицу женщина именовала себя его Р. (Руфь 3:9; 1Цар 25:24; 2Цар 14:6), это относилось также к женам царей и правителей (3Цар 1:13). Кр. того, слово "раба" отражает положение женщины пред лицом Бога (1Цар 1:11; Лк 1:38,48). См. также Пс 115:7: "Я раб Твой и сын рабы Твоей".