Притча

Притча:
1) жанр П. был хорошо известен и широко использовался уже в ветхозаветные времена. Именно в этом жанре выдержано проклятие Иофама (Суд 9:7 и след.), рассказ женщины из Фекои (2Цар 14:6 и след.) и притча Нафана (2Цар 12:1 и след.). В НЗ эту традицию продолжил Иисус: Он часто использует П. в Своем благовествовании (Мф 13; Лк 12:13 и след.; 15:1 и след.; 16:19 и след.);

2) образным языком П. рассказывается об нравств. и духовных ценностях. Чаще всего речь идет о Царстве Божьем (Мф 13:24,31,33,44,45,47; 18:23; 20:1; 22:2). Необходимо учитывать, что в библ. П. иносказание строится не на характерных особенностях к.-л. лица или предмета, а на сходстве ситуации в целом. Поэтому следует помнить, что фраза "Царство Небесное подобно..." в Синод. пер. не вполне точно передает смысл оригинала;

3) иногда П., не ограничиваясь основной идеей, предлагает читателю сравнительные образы. В этом случае размывается грань между П. и аллегорией, в к-рой каждый образ имеет вполне конкретное значение. Это можно проследить на примере притчи о сеятеле (Мф 13:3-8,38-43). Еще более очевидные аллегории встречаются в Ев. от Иоанна: добрый пастырь (Ин 10) и Иисус, истинная виноградная лоза (Ин 15);

4) короткие П. часто сходны с афоризмами и пословицами (Мф 15:13,14; Лк 4:23; 6:39), поэтому разные исследователи называют разное число содержащихся в Евангелиях П. (всего их около 40). Собственно П. бывают, как правило, двух видов: в первом описываются типичные, постоянно повторяющиеся события, явления или процессы (напр., П. о закваске), а в основе второго лежит какой-то единичный случай, напр. П. о талантах (Мф 18:23 и след.) или П. о блудном сыне (Лк 15:11 и след.). Разновидностью П. являются поучит. истории, встречающиеся только в Ев. от Луки. В них нет иносказания, но представлена определ. модель поведения, к-рой следует либо подражать (Лк 10:30 и след.; ср. ст. 37: "Иди, и ты поступай так же"), либо, наоборот, к-рую нужно отвергать (Лк 12:16-21); позитивная и негативная модели поведения могут быть представлены и в одной П. (Лк 18:10 и след.);

5) значение и цель П. Иисуса заключается в том, чтобы явить одним и скрыть от других духовный смысл Его благовествования (Мф 13:10 и след.; Лк 8:10). Тот, кто не принимает Иисуса Христа и отклоняет Его Благую Весть, не сможет понять Его П. и раскрыть тайну божеств. величия: он не в силах осознать тот факт, что величие Бога открылось в личности Иисуса Христа. Своим же последователям Иисус открыл глаза, предоставив возможность познать Божью славу. П. ставят человека перед нравств. и духовным выбором. Они - нечто большее, чем просто лит. произведение дидактич. характера, богатое аллегориями, афоризмами и пословицами. П. - это своеобразный лит. жанр, задачу к-рого нельзя сводить лишь к абстрактному "поучению". -> Тайна -> Басня.