Плач

Плач
I. П. - это проявление глубокого внутр. волнения или реакция на -> боль (Быт 27:38; Руфь 1:9; Деян 20:37 и след.), признак -> страдания (Быт 21:16; Иер 8:23; Лк 19:41), -> печали (Быт 50:1; Деян 9:39) или -> страха (Чис 14:1), но также и -> радости (Быт 29:11; 33:4; 43:30). При этом слезы отнюдь не чужды и мужчинам (Быт 50:17; Пс 6:7; 41:4; Ис 16:9; Мф 26:75; Деян 20:31; 2Кор 2:4; Евр 5:7).

II. П. в Библии - это признак разруш. отношений с Богом, боли от осознания собств. грехов (Суд 2:4; Езд 10:1; Лк 22:62) и печали от постижения человеком вины, вызвавшей суд Божий (Неем 1:4; Ис 15; Иер 13:17; Плач 1:16; Лк 19:41). Иоиль призывает израильтян в П. и рыдании обратиться к Господу (Иоил 2:12); изгнанники в Вавилоне, плача, вспоминают о разруш. Иерусалиме (Пс 136:1); иудеев, вернувшихся из плена, заставляет разразиться слезами чтение вслух Закона (Неем 8:9). Такого рода П. и рыданиям Бог внемлет (4Цар 20:5; Пс 6:9) и дает обещание Своей помощи (Иер 31:16; ср. Пс 125:5 и след.). Но бывает и такой П., к-рому Господь уже не внемлет (Втор 1:45; Евр 12:17), поскольку слезы здесь не сопровождаются отвращением от греха (Мал 2:13 и след.; ср. Мф 3:7 и след.).

III. Ко всякому П., к-рый сопровождает искреннее раскаяние, относится обетование о том, что при наступлении Царства Божьего Бог отрет всякую слезу (Ис 25:8; Откр 21:4) и не будет больше слышно П. и вопля (Ис 65:19; ср. Лк 6:21; Ин 16:20-22).

Плач, оплакивать (стенания, вопль, жалоба, сетование). Стенания, П. и жалобы служат выражением физич. или душевных страданий (Иов 9:27; 30:31), безысходного горя и печали (Исх 6:5), а также скорби от содеянных грехов (Иоил 2:12). Вопль верующих обращен к Богу (Пс 63:2; 101:1), Который способен превратить сетование в ликование (Пс 29:12). Однако Бог может запретить пророку сетовать на бедствия, постигшие непокорный народ, равно как и заступаться за него (Иер 7:16).

I. Почти у всех вост. народов существовали более или менее устоявшиеся формы ПЛАЧА ПО УМЕРШЕМУ, общественного траура, к-рый мог продолжаться от нескольких дней до нескольких недель. Иосиф семь дней оплакивал Иакова, а до него в течение 70 дней это делали египтяне (Быт 50:3,10 и след.); по 30 дней израильтяне скорбели по Аарону и Моисею (Чис 20:29; Втор 34:8). Как правило, в тех случаях, когда умирал близкий человек, его родственники нанимали плакальщиков, чаще плакальщиц (Еккл 12:5; Иер 9:17 и след.; Мк 5:38; ср. Мф 9:23; Лк 8:52), чтобы те оплакали умершего. На этот период люди надевали траурные одежды, снимали обувь и украшения, катались в -> пепле, посыпали голову прахом, прикрывали рот платком, стриглись наголо и наносили себе на кожу царапины. Однако у израильтян определ. языч. формы этих знаков траура были запрещены (Лев 19:27 и след.; Втор 14:1; -> Плешивый (лысый). Вместе со скорбящими плакальщики преломляли в печали хлеб и подавали им чашу утешения (Иер 16:6 и след.; Иез 24:16 и след.; 27:30-32).

Собственно оплакивание покойника выражалось разными средствами: от громких воплей, горестных причитаний, восклицаний типа: "Увы, брат! Увы, государь!" (3Цар 13:30; Иер 22:18; 34:5), до законченных по форме поэтич. произведений, подобных тем, к-рые мы находим у Давида (4Цар 1:17-27; 3:33 и след.). Этот П. был написан стихотворным размером, называемым "хромающим стихом" (кина). Упоминается в Библии и несо-хранившаяся "плачевная песнь" Иеремии о царе Иосии, при этом говорится о существовании собрания подобных "плачевных песней" (2Пар 35:25). Особенно скорбным бывал П. по единств. сыну или первенцу (Иер 6:26; Зах 12:10). Считалось большим несчастьем, если умерший оставался неоплаканным, т.е. не был похоронен по всем правилам (Иер 16:4; 25:33). Из притчи Иисуса можно заключить, что дети в Палестине играли в похороны и в оплакивание покойного (Мф 11:17). Пророки использовали стихотворную форму П. по умершему в своих проповедях для предсказания грядущего суда над теми, кто в тот момент был еще жив (Иез 19; 26:17 и след.; 27:2 и след.; 32:2-16; Ам 5:1,16 и след.; ср. в НЗ Откр 18:9-19). Пр. Исаия развивает эту традицию. В Ис 53 в форму П. облечено новое содержание: предвещается уже не смерть, а жизнь, происходящая из смерти. Ранее Бог установил границы выражения скорби. Божьему народу были запрещены нек-рые знаки траура. Священники могли нарушить культовую чистоту только в случае смерти самых близких родственников (Лев 21:1-6); первосвященнику вообще запрещалось соблюдение траура и прикосновение к умершему (ст. 10 и след.). То же относилось и к посвященным Богу (Чис 6:6-8; -> Назорей). Когда у пр. Иезекииля умерла жена, всякое внешнее проявление скорби было ему запрещено (Иез 24:16 и след.). Иисус изгнал плакальщиц из дома Иаира (Лк 8:54). Когда на пути к кресту иерусалимские женщины стали оплакивать Иисуса, Он сказал им, чтобы они лучше плакали о себе и своих детях (Лк 23:27 и след.; ср. Иер 9:17 и след.). Стефана после его смерти оплакали "мужи благо-говейные", об участии же церкви в этом ничего не говорится (Деян 8:2). Об оплакивании умерших говорил и Павел (1Фес 4:13-18). Надежда на воскресение победила погребальный П. Именно этим определялось в первые столетия существования Церкви отношение христиан к смерти. Один из церк. писателей II столетия говорил: если кто-то праведный покидает этот мир, радуйтесь и благодарите Бога, а его телу окажите такие проводы, как если бы он переезжал из одного места в другое (Аристид "Апология"). Когда позднее к христианам вновь стали проникать связанные с трауром языч. обычаи, то запрет на услуги плакальщиков уже сопровождается угрозой отлучения от Церкви, поскольку П. по умершему и траур несовместимы с надеждой на воскресение и ставят под сомнение веру христиан (Иоанн Златоуст, конец IV в. по Р.Х.); 2) ЖАЛОБА в правоведении - это обвинение одним лицом другого перед судом (-> Право, правосудие). Жалобы членов церкви друг на друга, их споры между собой должны улаживаться внутри церкви (1Кор 6:1-8). (-> Суд -> Судить.) Сатана, противник верующих (1Пет 5:8), является их обвинителем перед Богом (Иов 1:9 и след.; 2:4 и след.; Зах 3:1; Откр 12:10). -> Дьявол.