Оправдание

В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
В основе этого понятия лежит представление о судебном разбират-ве, в результате к-рого обвиняемый получает О. "Оправдать" значит "установить правду", "признать кого-либо правым", "помочь ему добиться справедливости через судебное разбирательство", "признать за кем-либо его правоту или правду вообще". Именно это имеется в виду, когда говорится об О. как в обычном (Быт 44:16; Притч 17:15), так и в религ. смысле (Бог оправдывает человека: Ис 50:8; Исх 23:7; человек признает Бога правым: Пс 50:6 и др.):

1) ОПРАВДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Нередко случалось, что простой человек не мог найти в суде правды, потому что над судьей довлел авторитет влият. противника или же он был им подкуплен (Исх 23:1 и след.; Ам 2:6 и след.). Если человек, уверенный в своей правоте, не мог добиться справедливости, ему оставалось лишь обратиться к Богу, "Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца" (Втор 10:17,18). Он мог испросить у Него помощи: "Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым" (Пс 42:1; ср. Пс 53:3 и др.). Он мог взывать к Нему, чтобы удовлетвориться Его О.: "Но я к Вседержителю хотел бы говорить, и желал бы состязаться с Богом" (Иов 13:3). Когда Рахиль, страдавшая из-за своей бездетности, попросила Бога оправдать ее перед людьми, Бог дал ей сына через Валлу. "И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан (т.е. [Бог есть] Тот, Кто оправдывает)" (Быт 30:6). Давид отказывается от намерения отомстить Саулу и вручает его судьбу праведному Божьему суду: "Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе... Он рассмотрит, разберет дело мое, и спасет меня от руки твоей" (1Цар 24:13,16). Бог откроет правоту Своих (ср. Пс 71:4; 102:6 и др.);

2) ОПРАВДАНИЕ ПРЕД БОГОМ. Для верующего значит. важнее О. пред Богом, чем перед людьми; он хочет, чтобы его грехи были оправданы Богом. К О. ведут два пути:
а) праведность пред Богом как залог О. человека. Заключая завет с народом Израиля, Бог обещал быть его Богом, хранить верность этому народу и руководить им, если и израильтяне, со своей стороны, не нарушат завета и будут жить в послушании Ему. Такова была норма будущих взаимоотношений между Богом и народом Израиля. Бог взял на Себя обязат-во сохранять верность Своим обетованиям, в то время как Израиль обязался повиноваться уставу завета (-> Закон) и хранить ему верность. Так праведность стала лейтмотивом всех Божьих деяний в отношении Израиля и в то же время должна была стать основой жизни богоизбранного народа. Праведность (-> Справедливость, праведность, I,A) - это жизнь в верности завету и уставу завета. Говоря о праведности Бога, народ Израиля безоговорочно признавал, что Бог исполняет Свои обязат-ва по отношению к нему. Если человек был праведен пред Богом, повиновался Божьей воле и соблюдал обязат-ва завета, он подтверждал тем самым свою правоту и сознавал себя правым перед Богом: "Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне" (Пс 7:9);
б) Божья праведность как основа для О. Благочестивые люди восхваляют свою праведность пред Богом, безбоязненно ожидая Божьего суда. Однако есть и такие, к-рым собств. греховность и греховность каждого человека пред Богом настолько очевидны, что они оспари-вают возможность человеч. праведности вообще: "Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного" (Пс 13:1 и след.). У них остается только одна просьба к Богу: "не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается перед Тобой ни один из живущих" (Пс 142:2). Только Божья праведность в сочетании с Его милостью и милосердием может отвратить суд и стать единств. основанием для О. грешника перед Божьим престолом, самому же грешнику остается только верить в такое О.;

3) ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОПРАВДАНИЯ. После того как народ Израиля во исполнение Божьего суда был уведен в плен, О. человека стали связывать с Божьим судом, к-рый должен состояться в конце времен. Выражение "в тот день" стало синонимом последних времен, когда Бог по Своему милосердию простит грехи Своего народа и снова обручит его Себе "в правде и суде, в благости и милосердии" (Ос 2:19; ср. 14:4 и след.). Тогда Господь заключит с Израилем новый завет: "но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом" (Иер 31:31 и след.). Господь "возрастит" Изралию "Отрасль праведную", Которая "будет производить суд и правду на земле" (Иер 33:15). Праведность обновленного народа Израиля больше не ставится в зависимость от его собств. праведности перед Богом. Осознание того, что спасение даруется единственно по милости Божьей, становится столь явным, что всякая праведность грешника перед Богом приписывается исключит. доброте Бога. Выражение "Господь - оправдание наше!" станет именем Нового Иерусалима (Иер 33:16). Из всех ветхозаветных пророков Иеремия имел наиб. ясное представление о грядущем спасении, связывая его с последними временами. Однако после возвращения из плена израильтяне вновь стремятся достичь собств. праведности через строгое соблюдение Закона, и, исходя из этого, ожидают своего О. перед Богом.

В НОВОМ ЗАВЕТЕ
1) в НЗ понятие "О." встречается только в значении "оправдание человека пред Богом", а именно:
а) признание правоты Бога (Мф 11:19; Лк 7:35; Рим 3:4; 1Тим 3:16);
б) попытка оправдания пред Богом (Лк 10:29);
в) получение оправдания Богом (Лк 18:14). Если в Лк 18:14 говорится об О., даруемом в настоящее время, то в Мф 12:37 имеется в виду О. на Последнем суде;

2) О. в посланиях ап. Павла:
а) для апостола основой О. людей является крестная смерть Иису-са Христа. Говоря о праведности человека пред Богом, Павел не подразумевает верность Закону Моисея. Для этого он слишком глубоко убежден в истинности сказанного в Пс 13:1 и след. Под О. человека Павел понимает О. Богом уверовавшего грешника. Этот грешник получает О. через искупит. Божье деяние - смерть Иисуса Христа на кресте. В распятии Христа Бог совершил суд над грехами мира; грехи всех людей были возложены на единств. Сына Божьего, Который понес наказание за все человечество. Но помилование получит лишь тот человек, к-рый уверовал в это чудодейств. Божье деяние. Павел утверждает, что О. доступно каждому, в т.ч. и самому закоренелому грешнику, если только тот верит в искупит. подвиг Иисуса. Грешник признается праведным, потому что за него умер и воскрес Христос и потому что через свою веру он становится причастным совершенному Христом спасению (Рим 1:17). Это положение отражено в формуле "оправдание верой": О. - это Божий приговор, к-рому человек может только подчиниться; своей верой он признает этот приговор;
б) Павла в свое время упрекали за то, что его учение об О., в основе к-рого лежит вера в искупление, не содержит нравст. стимула, побуждающего человека быть верным Богу и подчиняться Ему (Рим 3:8). Этот упрек Павел отклонил, говоря о живущем в нас Христе: "Мы [вместе с Христом] умерли для греха: как же нам жить в нем?" (Рим 6:2 и след.). Как Христос умер для греха и теперь живет для Бога (ст. 10), так и "наш ветхий человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное" (ст. 6), именно поэтому мы не можем служить греху;
в) спасение в земной жизни и О. на Последнем суде. Верой в искупит. смерть Христа грешник переживает свое искупление как событие наст. времени, к-рое придает ему силы для новой жизни в послушании Богу. Поэтому вопрос об искуплении на Последнем суде уже не стоит. О. - это вновь и вновь переживаемое в вере помилование, к-рое становится для верующего действительным уже здесь и сейчас, придавая ему силы и даруя радость. Хотя вопрос о жизни или смерти для верующего уже решен (Ин 5:24), ему все же предстоит явиться на -> Суд, где он получит похвалу или порицание за свой жизненный путь. Поэтому Павел настойчиво указывает на то, что жизнь христианина должна быть подчинена строгой дисциплине, и предупреждает о том, что прожившему жизнь недостойно придется испытать позор, когда все его дела сгорят в испытующем огне, поскольку они были не от Бога (1Кор 3:12 и след.). Но истинно верующего, какими бы ни были его грехи, этот суд не может осудить на погибель. Ничто не может вырвать нас из милостивых и любящих рук Христа (Рим 8:31 и след.). Только тогда, когда человек своим непослушанием отвергает веру и возвращается к неверию, Божий суд постигает грешника как уничтожающая кара (1Кор 10:1 и след.). Там, где кончается вера, прекращается и Божье О.;

3) О. в Послании Иакова. Говоря об О., автор послания указывает на опасности, угрожающие духовной жизни верующих. Жажда мирских благ и боязнь страданий снижают уровень требований к поведению человека пред Богом, и Иаков предостерегает против этого. Жизнь, в к-рой нет дел веры и в к-рой не проявляются свидет-ва силы Божьей, не позволит оправдаться пред Богом. Иаков предостерегает тех, кто считает, что на Суде ему зачтется вера его даже при отсутствии дел. Такие люди будут осуждены: "Вера, если не имеет дел, мертва" (Иак 2:17). Такая вера пуста и лицемерна, в ней нет даруемой Богом силы. Подобная вера не приводит к О. (ст. 24). Но там, где дела обнаруживают и подтверждают истинную веру, происходит О. Богом.