Кир

Кир, царь Кир Великий (559-530 гг. до Р.Х.), основатель Персидского царства, многократно упоминается в Библии (2Пар 36:22 и след.; Езд 1:1; 3:7; 4:3; 5:13,14,17; 6:3; Ис 44:28; 45:1; Дан 1:21; 6:28; 10:1). В перс. языке его имя звучит как Кураш, в евр. - как Корэш, в греч. - как Кюрос. Еще в предсказании пр. Исаии Господь возвестил о К. как о Своем пастыре, к-рый исполнит Его волю, восстановит Иеру-салим и заложит основание нового храма; как помазанник Божий, К. должен был покорить народы и царей ради народа Израиля. В 539 г. до Р.Х. он покорил Вавилон, а в след. году позволил изгнанным иудеям возвратиться в Иерусалим и начать строит-во храма. К. был заинтересован в том, чтобы при подготовке к войне с Египтом можно было положиться на народ, населявший Палестину. Если в указе, обращенном к евреям, К. говорит о Боге (Езд 1:2 и след.), то в другом док-те он столь же естественно приписывает свою победу над Вавилоном вавил. богу Мардуку: "Мардук искал праведного князя по сердцу себе, чтобы повести его за руку. Кира, царя Аншана, он призвал по имени и определил ему властвовать над всей землей. Он привел его в свой город Вавилон, и вместе с ним пришло большое войско, бесчисленное, как вода в реке. Без борьбы и сражений он дал ему войти в Вавилон и избавил город от разрушения. Царя Набунаида, который не боялся его (Мардука), он предал в его (Кира) руки" (ср. TGI, S.82-84).

Кир:
1) местность, где жили -> сирийцы. В Ис 22:6 К. упомянут в одном контексте с Эламом. Высказывались предположения, что К. находился вост. Тигра, возм., на равнине Ятбури между Тигром и Эламом, но не исключено, что он стоял на реке Куре в древней Ар-мении. Поскольку К., возм., означает просто "город", то это слово не должно быть непременно именем собств. Тиглатпаласар III увел жителей Дамаска в К. (4Цар 16:9), как это ранее предсказывал Амос (Ам 1:5);
2) -> Кир-Харешет (Кирхарес).