Изображение

Изображение. Хотя поклонение И. было строго запрещено Законом (Исх 20:4 и след.), но с того момента, как Аарон изготовил золотого тельца (Исх 32:4 и след.), и до времен Иосии (4Цар 23:14 и след.) оно, тем не менее, постоянно практиковалось израильтянами. В Северном царстве почитание истинного Бога неразрывно соединялось с поклонением некоему И. (чаще всего в образе быка, к-рый в Библии презрит. именуется тельцом, 3Цар 12:28 и след.). Тельцы, впрочем, не являлись И. Самого Бога, а мыслились как престолы, на к-рых восседал незримый Яхве. Именно поклонение И. (к-рое было призвано ограничивать контакты с Южным царством и отвлекать людей от регулярных паломничеств в Иерусалим), а не поклонение Ваалу было грехом Иеровоама (3Цар 12:30; 15:34; 16:31 и др.), но именно это стало причиной упадка Израиля (4Цар 17:12 и след.). Реформы Ииуя были также направлены лишь против культа Ваала, а не против поклонения И. (4Цар 10:28 и след.). И. -> херувимов на ковчеге завета (Исх 25:18-20) в скинии (Исх 26:1,31) и в храме не подпадают под запрещение, т.к. они были изготовлены по велению Самого Бога. Это же относится и к железному змею (Чис 21:8 и след.); основываясь на 1Пар 28:19, подобный вывод можно сделать и в отношении двенадцати литых волов, поддерживавших медное море (3Цар 7:25). Все эти И. не были предназначены для их почитания наряду с Богом. Но насколько тонкой в этих случаях была граница между богопочитанием и поклонением И. и сколь важной была вторая заповедь (-> Десять заповедей, II), можно убедиться, вспомнив поклонение золотому тельцу Аарона и медному змею, к-ро-го в конце концов вынужден был "истребить" Езекия (4Цар 18:4), дабы прекратить идоло-поклонство (II). Один из опознават. признаков -> антихриста, согл. Откр 13:14 и след.; 14:9; 20:4 - наущение им людей почитать И. зверя.