Ходить

Ходить
I: 1) в ВЗ слово "Х." употребляется только в прямом значении (Быт 17:1; Ис 40:31). В НЗ оно становится синонимом глагола "жить" (Ин 8:12; 2Кор 5:7; Флп 1:27; Кол 3:7); 2) поскольку Библия рассматривает всю человеч. жизнь как продвижение вперед в определ. направлении, это слово становится часто употребляемым библ. обозначением общего поведения человека на его жизнен. -> пути. Глубокий взгляд на жизнь, присущий Библии, показывает, что люди не пребывают в покое, а постоянно находятся в движении и к чему-либо стремятся. "Хождение" является одним из основных понятий библ. этики; 3) силы, которые влияют на "хождение" человека, мо-гут быть судьбоносными; человек может ходить в страхе или во тьме (Пс 137:7; Ис 50:10; 59:9; Иез 28:14). Но и в этих местах Свящ. Писания речь не идет о "роке" в др.-греч. или совр. понимании. Здесь говорится об определ. с т.зр. нравственности силах, к-рые в общем виде могут быть определены словами "свет" и "тьма" (Ис 2:5; 9:1; Ин 8:12; 1Ин 1:6 и след.; Откр 21:24). Конкретно о них может говориться как об "истине", "любви", "правде" (3Цар 3:6; Пс 25:3; Ис 33:15; 38:3) или как о "нечистоте", "злой похоти" и "любостяжании" (ср. Кол 3:5-7). И там, где люди ходят в ожесточении своих сердец (Иер 23:17; ср. Втор 29:18; Иер 3:17; 18:12), они на деле подчинены силам зла.

II: 1) просветл. ясность приходит в жизнь человека, как только ему открывается живой Бог. С этого времени вся этика может быть выражена с помощью слов "ходить пред Богом" (Быт 17:1; 24:40) или "достойно Бога" (Флп 1:27, в Синод. пер. - "живите достойно благовествования Христова"). Люди, знающие Бога, могут попросить Его указать им путь, по к-рому они должны идти (Исх 18:20; Пс 31:8; 85:11; Иер 6:16). Для народа Израиля это "хождение пред Богом" было воплощено в -> Законе. Поэтому ВЗ говорит: "Ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь" (Втор 5:33; Иер 7:23), или "соблюдайте заповеди Божии" (Исх 16:4; Лев 18:4; 26:3; 3Цар 6:12; 8:61; Неем 10:30; Иер 32;23; Иез 36:27; Зах 3:7), или "ходите Его путями" (3Цар 11:38; 4Цар 21:22; Пс 118:3; Иер 7:23);
2) в НЗ также присутствуют определ. указания о праведном хождении пред Богом (Еф 2:10; 1Пет 1:15). Необходимо знать, что если источник неправедной жизни содержится в плотском существе человека, то источник и сила новой жизни пред Богом - это не собств. (изнач. тщетные) усилия человека, подчин. Закону, а его исполненность Св. Духом. "Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем", "если мы живем духом, то по духу и поступать должны" - таковы основные новозаветные нормы (2Кор 10:2-4; Гал 5:25). Вместе с тем это "хождение", т.е. жизнь во Христе (Кол 2:6; 1Ин 2:6; ср. также Рим 13:14; Еф 4:22-24), - это и совершение дел, к-рые Бог предназначил исполнять верующим (Еф 2:10);
3) чтобы люди могли праведно ходить пред Богом, им даны примеры, к-рые более наглядно, чем теоретич. выкладки, демонстрируют праведную жизнь, являясь одноврем. помощью верующим (3Цар 3:3; 4Цар 22:2; 2Пар 11:17; 1Тим 4:12). Самым высоким примером является Сам Иисус (1Ин 2:6);
4) сущ. "хождение" подводит итог всему сказ. Сколь разными не казались бы отдельные дела человека, его жизнь в конечном итоге становится либо "злым, суетным, нечестивым и безбожным" (Иер 23:22; 44:22; 1Пет 1:18; Иуд 15), либо "святым, целомудренным, добрым, божест-венным" хождением пред Богом (1Пет 1:15; 3:16; 2Пет 3:11; Иак 3:13).