Хлеб

Хлеб
I. ХЛЕБ КАК ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ ПИТАНИЯ
Х. с давних времен был основным продуктом питания израильтян (Быт 3:19; 14:18; 21:14 и др.). В 2Цар 9:7 под "Х." подра-зумевается еда в целом, так же как и в молитве "Отче наш": "Хлеб наш насущный дай нам на сей день" (Мф 6:11; ср. также Лев 26:5; Пс 36:25; 103:15; Ис 30:20; 58:7). Единственно известный вначале ячменный Х. (Суд 7:13; 4Цар 4:42) позднее становится пищей исключит. бедняков, а пшеничный, доступный ранее лишь зажиточным людям, получает всеобщее распространение. Выпечкой Х. занимались домашние хозяйки, к-рые для тяжелой работы привлекали служанок или рабынь. Профессиональные пекари были исключением, хотя они встречались не только в Египте (Быт 40:1) или в Римской империи, но и в Израиле во времена правления царей (1Цар 8:13; Ос 7:4 и след.); так, в Иер 37:21 упоминается "улица хлебопеков".

II. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБА
Х. выпекали, как правило, женщины (Быт 18:6; 1Цар 8:13; Иер 7:18). Для этого они каждое утро в своих домах мололи зерно (-> Мельница, молоть), затем в глиняной или каменной квашне замешивали на воде муку, клали соль и добавляли закваску. Был известен также пресный Х. (Исх 12:8,17; 23:15; 34:18; Втор 16 и т.д.). После того как тесто подходило, из него, как правило, лепили плоские круглые лепешки диаметром 30-50 см и посередине протыкали пальцем. После выпечки лепешки, имевшие теперь толщину от 2 мм до 1 см, легко разламывались пополам; их не разрезали (Мф 14:19). Кр. того, существовали более длинные и толстые буханки, хотя, видимо, их выпекали значит. реже. См. цвет. вклейку 95.

III. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА
Простейший способ выпечки Х. заключался в том, что лепешки из теста клали на камни, предварит. раскаленные на костре (см. "печеная лепешка" в 3Цар 19:6), или в горячую золу (Ис 44:19). Обычно использовались противни, сначала глиняные, позднее металлические. Их ставили на раскаленные камни, а сверху на них клали лепешки, к-рые через нек-рое время перево-рачивали (Лев 2:5; 6:21; Ос 7:8). Этот способ выпечки Х. широко распространен и в наст. время. Печи были двух видов. Первый представлял собой печную яму, вырытую в форме перевернутого котла с закрывающимся сверху отверстием. Печи второго вида сооружались на поверхности земли. В раскаленную печь лепешки через отверстие клали на внутр. перегородку, где они и выпекались. О том, как в печи поступал воздух, точных сведений нет. Из-за дыма печи делали не в жилых домах, а в непосредств. близости от них, в специальных пекарнях. Благодаря большим размерам печей в них могли печь Х. одноврем. до десяти женщин. Иногда для улучшения вкуса лепешек при выпечке использовалось масло.

IV. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХЛЕБА
В Пс 103:15 о Х. говорится, что он укрепляет сердце человека; Сам Иисус метафорич. называет Себя Х. Божьим или "хлебом жизни, Который сходит с небес" (Ин 6:33,35,41,50 и след.,58). Этим Иисус говорит, что решающим условием для обретения вечной жизни является связь с Ним, вера в Него. Т.о., выражение "вкушать хлеб" (Лк 14:15) означает единение за общей трапезой в Царстве Божьем. Во время Вечери Господней Иисус назвал Своим телом Х., принимаемый Церковью (Мф 26:26). Этот Х. символизирует единство Церкви, достигнутое жертв. смертью Иисуса и постоянно подтверждаемое и свидет-вуе-мое (1Кор 10:16 и след.; 11:26). Упоминание Х. в сочетании с вином (Быт 14:18) служит указанием на пышный пир, а в сочетании с водой (Притч 25:21; Иез 12:18) означает простую, но сытную пищу. Слова "отпускай", "де-ли хлеб свой" выражают призыв к щедрой благотворит-ти (Еккл 11:1; Ис 58:7). Однако уже в ВЗ, где подчеркивается, что Бог заботится о человеч. благополучии (Исх 16:8; 23:25; Лев 26:5), говорится о том, что "не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа" (Втор 8:3). Но духовную пищу дано вкусить лишь тем, кто верует в Иисуса.