Чистота

Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение. Ч. (нечистота) - это понятие, означающее состояние человека, в к-ром ему надлежало (запрещалось) пребывать во время богослужений и жертвоприношений (Лев 7:20 и след.; Чис 9:9-11; Ис 35:8; 52:1), а также в момент личной встречи с Богом (Пс 50:4-14; Ис 6:5; Иез 36:25-28). В первом случае имеется в виду обрядовая (левитская) Ч. или нечистота, в остальных случаях - Ч. или нечистота как праведность или греховность.

I. ОБРЯДОВАЯ ЧИСТОТА И НЕЧИСТОТА
1) ПРЕДПИСАНИЯ В ВЗ. Ветхозаветные установления о Ч. и нечистоте имели целью отделить народ Божий от язычников. Главным источником ритуальной нечистоты считалось соприкосновение с мертвым телом (Чис 19:1), с трупом нечистого животного (Лев 11:8,11,24-28,31-38), с трупом умершего или закланного с нарушением правил чистого животного (Лев 11:39 и след.; 22:8). Обрядовая нечистота возникала в результате употребления в пищу опред. животных (Лев 11; Втор 14:3 и след.), к-рых нельзя было также приносить в жертву Богу (Быт 8:20; Лев 27:27; Чис 18:15-17). Нечистым делало человека и заболевание проказой (Лев 13; особенно ст. 45 и след.; Чис 5:2; 4Цар 15:5). Кр. того, нечистоту вызывало истечение у роженицы (Лев 12), а также гнойное истечение (Лев 15:1-5; Чис 5:2; -> Болезнь), излияние семени (Лев 15:16-18), месячные кровотечения (ст. 19-24) и патологические кровотечения у женщин (ст. 25-27). Все нечистое оскверняло того, кто соприкасался с ним, находился вблизи него или употреблял его в пищу. Т.о., нечистота передавалась разными способами; продол-жительность состояния нечистоты у оскверненных людей и вещей также была разной; 2) ОЧИЩЕНИЕ. В случае осквернения нечистой пищей или прикосновением предписывалось вымыть посуду (кроме глиняной) или одежду (Лев 11:32 и след.; 15:12,17), после чего состояние нечистоты прекращалось вечером того же дня. Мужчине, осквернившемуся истечением семени, также достаточно было вымыть одежду (Лев 15:16-18). Прикоснувшийся к мертвому телу считался нечистым в течение семи дней; для очищения его следовало дважды окропить очистит. водой (Чис 19). Для очищения рожениц, про-каженных, имеющих истечение семени или страдающих патологическими кровотечениями, помимо исполнения других предписаний, необходимо было принести жертву за грех (Лев 12:6-8; 14:19,49; 15:15,30); 3) СВЯЗЬ ОБРЯДОВОЙ НЕЧИСТОТЫ С ГРЕХОМ В ВЗ. Предписания об обрядовой нечистоте указывают на ее связь с грехом. Это подтверждается и употреблением евр. слов тахор ("чистый") и таме ("нечистый"). Тахор первонач. имело значение - "издающий свет", "светящийся"; основное значение слова та-ме - "погруженный", "покрытый илом", "грязный", и в Иез 4:12-14 оно обозначает прежде всего нечто отвратит., страшное, противное. В Ис 6:5; Иез 22:5; Зах 13:2 то же слово подразумевает нравств., греховную нечистоту, соотв. в Иов 17:9; Пс 50:12 понятие "чистый от греха" обозначено словом тахор. Несмотря на это, обрядовую нечистоту нельзя отождествлять с грехом, ибо грех не перено-сится внешним путем, о к-ром шла речь, и может быть устранен только -> жертвой, а не омовением. Поэтому обрядовая нечистота во всех ее формах воспринималась как символ смерти, к-рая, как следствие греха, представляла собой противоположность живому Богу (1Кор 15:26). Отсюда и представление о том, что мертвое тело и болезнь оскверняют, что истечение семени у мужчины и месячные истечения у женщин являются уничтожением зародышей жизни. Так же следует понимать и нечистоту роженицы, причем не новорожденное дитя, а мать, потерявшая жизн. силу, считалась нечистой. Но нечистота, вызванная проказой, к-рая не считалась тяжелым заболеванием (-> Болезни: проказа), не поддается такому толкованию: человек, вся кожа к-рого была поражена, объявлялся чистым (Лев 13:12 и след.). Так, с одной стороны, можно видеть, что обрядовая нечистота связана с грехом и смертью, к-рая после грехопадения отравила все создания. С другой - не ясна причина, почему только употребление в пищу опред. животных и почему только от-дельные физиологич. процессы, а не все болезни вообще, вели к осквернению и исклю-чению человека из участия в богослужении, причем на время своей нечистоты он лишался возможности достичь примирения с Богом посредством жертвоприношения. Эти предписания, однако, неоспоримо доказывают, сколь серьезно чистый и святой Бог относится к Ч., когда требует: "Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш" (Лев 19:2; ср. 1Пет 1:16); 4) ПОНЯТИЕ ЧИСТОТЫ В НЗ. НЗ не содержит требований обрядовой Ч. Иисус говорит о бесполезности внешних омовений при внутр. оскверненности грехом (Мф 15:11; 23:25 и след.; Лк 11:39 и след.), а Петр получает повеление не считать нечистым то, "что Бог очистил" (Деян 10:15). Никакая часть творения не должна больше считаться нечистой сама по себе (Рим 14:14; 1Тим 4:4). Для человека чистого, т.е. внутренне очищенного от греха, чисто вс¨ (Тит 1:15), но он не должен делать того, что запрещает ему его совесть (Рим 14:14,20) или что может ввести в соблазн -> слабого брата (ст. 15,20 и след.; 1Кор 8:8-13). -> Апостольский собор -> Пищевые запреты.

II. НЕЧИСТОТА, ВЫЗЫВАЕМАЯ ГРЕХОМ
1) наряду с обрядовой нечистотой, исклю-чающей человека из ветхозаветного богослужения, существует нечистота -> греха. Она оскверняет человека в самой его сущности, делая нечистым его сердце, источник мыслей и слов (Мф 12:34 и след.), и тогда от него исходит только нечистое (Мф 15:19). В результате подобного осквернения личное общение со святым Богом становится для человека невозможным. Это осквернение неразрывно связано с рождением и жизнью человека в мире, где господствует грех (Иов 14:4; 15:14; 25:4; Притч 20:9; Ис 64:5); 2) очищение от нечистоты, вызванной грехом, возможно только посредством -> примирения с Богом и -> прощения Богом (Иез 36:25), Который один только может даровать человеку чистое -> сердце (Пс 50:12; 72:1; ср. Иов 22:30). В ВЗ Господь назначил для очищения от непреднамер. греха особое жертвоприношение (Лев 4:1 и след.; -> Жертва). После того как Иисус Христос совершил Свое искупит. деяние, Бог очищает сердца и совесть людей через веру во Христа (Деян 15:9; Евр 9:14); человек становится способным к любви (1Тим 1:5; 1Пет 1:22), к добрым делам (Тит 2:14; Евр 9:14), он может призывать Господа от чистого сердца (2Тим 2:22). Благодаря этому несравненному Божьему дару человек приобщается к Его народу (Тит 2:14), Его Церкви. Бог неотступно заботится о Церкви, очищая ее от "бесплодных ветвей" (Ин 15:2). Верующий призван вновь и вновь очищаться (1Ин 3:3) "от всякой скверны плоти и духа" (2Кор 7:1), от лжеучений (2Тим 2:16-18,21). Средством очищения служит -> исповедание грехов (1Ин 1:7-9). Неверующий же остается нечистым в своих помыслах и с нечистой совестью, для него нечистым является вс¨, с чем он соприкасается (Тит 1:15). О значении слова "чистый" можно судить по греч. слову эйликринес, образов. из двух корней: "солнце" и "испытывать" ("испытанный солнцем" - Септуагинта и НЗ). Соотв., чистый человек - это тот, кто может открыто явить миру свои деяния. Именно в таком смысле свидет-вует о себе и своем благовествовании ап. Павел (2Кор 1:12; 2:17). Он молится за Церковь, чтобы в великий Судный день она могла предстать перед Судьей "чистой" (Флп 1:10; 2:15). Второе послание Петра призвано помочь Церкви обрести Ч. разума и деяний: это поможет ей устоять в грядущих тяжких испытаниях (2Пет 3:1). Другое греч. слово со значением "чистый" - адолос - встречается в 1Пет 2:2: "чистое словесное молоко".

III. ДРУГИЕ ЗНАЧЕНИЯ
Слово "очищать" употребляется в Библии в отношении:
1) металлов, плавящихся и очищающихся в огне (Пс 11:7; Мал 3:3; Зах 13:9);
2) людей, испытываемых Богом в трудностях и страданиях для того, чтобы узнать, является ли их вера чистой, постоянной, смиренной и полной любви (Мал 3:3; Ис 1:25; Дан 12:10);
3) Слова Божьего (Пс 118:140; 11:7).

Чистый -> Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.