Апостол

Апостол

ПОНЯТИЕ
Греч. слово апостолос соответствует евр. шалиах и означает -> посланник. В Септуагинте оно употребляется в своем буквальном значении "посланник" (3Цар 14:6), "посол" (Ис 18:2). НЗ называет А. пол-номочного посланника, к-рому Господь поручил проповедовать Благую Весть о Царстве Божием и о воскресении Иисуса из мертвых, а также особое служение. Каждый А. - это -> ученик, но не каждый ученик является А. В более узком смысле слова А. (как считалось уже в древней Церкви) - это свидетель (-> Свидетель, II) Воскресшего (Деян 1:21 и след.; ср. 1Кор 15:1 и след.). В НЗ можно выделить несколько групп лиц, называемых в первоисточнике А.: 1) А. (в Синод. пер. - "посланник") - лицо, подвластное пославшему его господину (Ин 13:16); 2) А. как по-сланцы церквей (2Кор 8:23 - в Синод. пер. - "посланники"; Епафродит: Флп 2:25 - в Синод. пер. - "посланник"; -> Андроник и Юния: Рим 16:7); 3) А. как миссионеры (= посланники) древнего христианства (Деян 14:14: "Но Апостолы Варнава и Павел, услышавши о сем..."); 4) те двенадцать, к-рых Иисус назвал А. (Мк 3:14 и след. - см. греч. текст; Лк 6:13); 5) Сам Иисус в Евр 3:1 назван А. (в Синод. пер. - "Посланником") и Пер-восвященником как Личность, посланная в мир Богом и одноврем. представляющая мир перед Богом (ср. священнический чин Иисуса -> Иисус Христос); 6) существует и понятие "лжеапостолы" (А. - лжецы: Откр 2:2), лжеучителя, к-рых Павел иронически называет "высшими Апостолами" (Синод. пер.; в первоисточнике употреблено словосочетание "чрезвычайные А.") (2Кор 11:5; 12:11), к-рые в действительности являются обманщиками (2Кор 11:13).

ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ
А. ИХ ИМЕНА
Именование "А." для этих двенадцати учеников исходит от Иисуса (Лк 6:13).

1-4: две пары братьев (Мф 4:18-22; 10:2; Мк 1:16-20; 3:16-18; Лк 6:14):

1) Симон, сын Ионин, прозвище -> Петр [греч. Петрос, арам. кефа, соотв. рус. "камень" (Ин 1:42)];

2) Брат Симона -> Андрей (Ин 1:42);

3) -> Иаков, сын Зеведеев (Мк 1:19);

4) Брат Иакова -> Иоанн (автор Евангелия, трех посланий и Откровения); оба сына Зеведеевы, согл. Мк 3:17, были наречены также (может быть, под влиянием Лк 9:54) -> Воанергес, т.е. "сыны громовы";

5) Филипп (Мф 10:3, не путать с диаконом Филиппом: Деян 6:5; 8:5 и след.);

6) -> Варфоломей = Нафанаил (Мф 10:3; Ин 1:43-51);

7) -> Фома (Ин 20:24-29);

8) -> Матфей, мытарь (Мф 9:9), он же Левий (Лк 5:27);

9) -> Иаков, сын Алфеев (Мф 10:3);

10) -> Фаддей = -> Иуда, сын Иакова (Мф 10:3 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; Лк 6:16; Ин 14:22; Деян 1:13);

11) -> Симон Кананит, или -> Зилот, т.е. "ревнитель" (Мф 10:4; Лк 6:15);

12) -> Иуда Искариот, т.е. "человек из Кариота", предатель (Мф 26:14-16; Мк 14:10 и след.; Лк 22:3-6; Ин 13:21-30); после самоубийства предателя был выбран по жребию и присоединен к А. -> Матфий (Деян 1:15-26).

В НЗ приведены четыре списка А. (Мф 10:2-4; Мк 3:16-19; Лк 6:14-16; Деян 1:13). Нижеслед. сопоставление поможет разобраться, как именуются отдельные А. в различных книгах НЗ и в какой очередности они упоминаются:

Мф 10:2 и след.
Мк 3:16 и след.
Лк 6:14 и след.
Деян 1:13

Б. ПРИЗВАНИЕ ДВЕНАДЦАТИ
Во время Своего земного служения, продолжавшегося всего три года, Иисус Христос стремился, проповедуя, уча и исцеляя (Мф 4:23; 9:35), к распространению Царства Божиего. В помощники Себе Он избрал двенадцать человек, названных А., и дал им наставления. При жизни Иисус призвал множество учеников: существовал круг пятисот (1Кор 15:6), круг семидесяти (Лк 10:1), круг двенадцати, а среди этих двенадцати - три самых близких ученика: Петр, Иаков и Иоанн. В собств. смысле слова только эти двенадцать были учениками [греч. матетай], к-рые сплотились вокруг своего Равви (Ин 1:38), чтобы жить вместе с Ним. С тремя из них у Него были особенно доверит. отношения. Им было позволено присутствовать при воскрешении дочери Иаира (Мк 5:37), на горе Преображения (Мф 17:1) и в Гефсиманском саду (Мф 26:37). Но и среди этих трех Петр (Мф 16:13-20) и Иоанн (Ин 13:23; 19:26 и след.) занимали особое положение. Как и когда Иисус призвал этих двенадцать - в Евангелиях не дано однозначного ответа. Там приведены: подробная история призвания в изложении Иоанна, позволяющая предположить, что это рассказ очевидца, к-рый не мо-жет забыть первой встречи с Иисусом (Ин 1:35-51, прежде всего ст. 39); рассказ о том, как был призван Петр, ловивший рыбу (Лк 5:1-11), а также краткие истории призвания других А. (Мф 4:18-22; Мк 3:13-19 и Лк 6:12-16). Вероятно, Иисус собрал вокруг Себя этих двенадцать учеников в результате того, что Его молитва была услышана (Лк 6:12). Тогда привлечение этих учеников соответствует воле Небесного Отца. О том, что происходило в сердцах А. в момент призвания, можно догадываться на основании различных евангельских рассказов, напр. истории призвания Петра. Попав под власть речей (Лк 5:1 и след.), повелений (ст. 4) и действий (ст. 6) Иисуса, он видит перед собой живого Сына Божьего и осознает себя грешником (ст. 8). Прощающие слова Иисуса (ст. 10) превращают его в нового человека, дарят ему новую жизнь, к-рая теперь будет проходить не под знаком своего "я", а под руководством Иисуса Христа (ст. 11). Благодарность за спасение от смерти (Ин 5:24) для новой жизни заставляет Петра сделать вывод (Лк 5:10,11): он должен рассказывать и описывать то, что видел и слышал, т.к. не может молчать об этом (Деян 4:20). Всякое призвание является следствием встречи с Сыном Божьим: обычные, не склонные к религ. фанатизму люди, оставляют все, что у них было, чтобы следовать за Ним (Мф 4:18-22; Лк 5:11; Ин 1:43-45). Двенадцать А. последовали за Христом не потому, что были воодушевлены Иисусом или почувствовали потребность распространять Благую Весть, а потому что Он призвал их. Инициатива призвания всегда исходила от Иисуса.

В. ЗАДАЧИ АПОСТОЛОВ
Однажды призванные следовать за Христом, А. становятся Его активными сотрудниками. Он повелевает им рассказывать и записывать то, что они слышат и видят (поскольку Его учение заключается и в Его делах). Иисус направляет Своих посланников (Мф 10:5 и след.,16 и след.) нести людям Благую Весть, чтобы Его дела - проповедь, благовествование и исцеление - преумножались и приносили плоды (Мф 13:23; Ин 15:2,5,8).

Г. ПОНИМАНИЕ АПОСТОЛАМИ ЛИЧНОСТИ ИИСУСА
Несмотря на то, что А. постоянно находились рядом с Христом, они вначале не понимали Его предназначения (Мк 10:35-40; Лк 9:54). Им трудно было увидеть величие Мессии в униженном Иисусе и Его страданиях. Это особенно заметно в Ев. от Марка. До исповедания Петра (8:27-30) Иисус хранил тайну Своей личности, напр., не позволяя исцеленным рассказывать о том, что они исцелились (7:36). После того как Его ученики узнали, кто Он, Иисус начал посвящать их и в тайну предстоящих Ему страданий (8:31 и след.; 9:30 и след.; 10:32 и след.). Но и здесь ученики поначалу не проявили по-нимания. Они смогли осознать происшедшее только после воскресения Иисуса (Мф 16:22; Лк 24:25 и след.; Ин 2:22; 16:12; 20:9). Так, они смогли проникнуть в смысл Его притчей только после особых разъяснений (Мф 15:15 и след.) и просили об укреплении их веры, когда осознавали собственную несостоятельность (Лк 17:5; ср. Мф 17:20).

Д. СООБЩЕСТВО АПОСТОЛОВ
А. не были индивидуалистами, они жили в постоянном общении с Господом и друг с другом. Когда Иисус посылал Своих учеников "по два" (Лк 10:1; ср. также Деян 1:13), то делал это потому, что они являлись свидетелями Его жизни и смерти (ср. 2Кор 2:15 и след.).

E. НОВАЯ СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ
1) в Страстную пятницу двенадцать учеников проявили полную несостоятельность: Петр отрекся от Сына Человеческого (Мф 26:69-75), Иуда предал Его (Мф 26:14-16; 27:3-10), а другие А. бежали (Мф 26:56). В Ев. от Марка о них не упоминается на протяжении 53 стихов (с 14:72 по 16:7). В этой ситуации свидетелями выступают женщины. В течение 40 дней, прошедших между Пасхой и Вознесением, Иисус выводит А. из состояния нерешительности (Ин 20:19) и подводит к радостной вере (Ин 20:20), перерастающей в полную убежденность (1Ин 5:4). Он подтверждает данное им повеление о миссионерстве и поручение принять и продолжить Его дело (Ин 20:21 и след.), т.е. проповедь Царства Божиего (Мф 24:14; Деян 1:3,8). Воскресший Иисус дает А. обетование пребывать с ними Своим Духом (Мф 28:20; Ин 14:16). Торжественно повторяется и особое поручение -> Петру (Мф 16:16-19 и Ин 21:15-19). Можно с уверенностью утверждать, что понятие А. "получило свое непреходящее значение только благодаря событиям Пасхи" (H.W.Bayer. Gal.brief im NTD: Gal 1:5). Петр определяет А. как человека "из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его" (Деян 1:21 и след.). После воскресения поручение, к-рое было дано воскресшим Иисусом А., утрачивает все пространств. и временные ограничения: Евангелие надлежит проповедовать до края земли (Деян 1:8) и во все дни до скончания века (Мф 28:18-20); 2) но поскольку воскресший Иисус явился не только этим двенадцати, то понятие А. переходит и на других людей, в том числе и на брата Иисуса - Иакова, к-рый тоже назван А. (Гал 1:19); 3) А. были руководителями древней Церкви. Среди церк. служений именно апостольство Павел всегда ставит на первое место (1Кор 12:28; Еф 4:11). После вознесения воскресший Иисус больше не являлся на земле (Деян 1:3), и поэтому круг А. не расширяется. Из этого правила есть только одно исключение - Павел (1Кор 15:8). По дороге в Дамаск произошла его встреча с воскресшим Христом, в результате к-рой гонитель христиан Савл стал "избранным сосудом" в руках Иисуса (Деян 9:15). Этой встречей обусловлено осознание Павлом своей особой апостольской миссии (1Кор 15:10; Гал 1:8,15 и след.), хотя его всегда заботит не собственная значимость, а важность дела (1Кор 3:5). Это особое пред-назначение признается за ним и другими апостолами, хотя и не без возражений (Деян 15:22 и след.; 16:3; 21:17 и след.; Гал 2:9 и след.). -> Апостольский собор.

АПОСТОЛЫ И ЦЕРКОВЬ
Время А. давно прошло. Но совершенное и сказанное ими имеет для христиан всех времен и направлений непреходящее и решающее канонич. значение. Свидет-во А. сохранилось для мира в виде основополагающего для христиан НЗ. В процессе отбора, к-рый в конечном итоге привел к созданию канона, вопрос об апостольском авторстве был определяющим. Благодаря А. была основана Церковь (Деян 2:1 и след.). Эта Церковь постоянно разрасталась благодаря свидет-ву А., к-рых не могли сдержать ни угрозы (Деян 4:17,20), ни преследования (Деян 12:1 и след.). Стремление А. к проповеди Евангелия было сильнее их воли к жизни (2Кор 11:23-28). Их свидет-ва зависели не от уровня их образованности (Деян 4:13; 2Кор 11:6), а от того огня, к-рый горел в их сердцах (Лк 12:49; 24:32; Деян 4:20) и разгорался тем ярче, чем яростней его пытались загасить (Деян 4:1-4; ср. также 2Кор 13:8). Ничто не могло остановить А. в их стремлении выполнить поручение Учителя: "Итак идите, сделайте все народы учениками и крестите их" (Мф 28:19, досл. перевод греч. текста). Именно поэтому их слово обладало силой, определяющей и приводящей в движение историю (Рим 1:16). Так, их свидет-во "о великих делах Божиих" (Деян 2:11) и "учение Апостолов" (Деян 2:42) стали фундаментом, на к-ром воздвигнуто здание Цер-кви: все вводимые в это здание (Еф 3:6) оказываются "утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все зда-ние, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе" (Еф 2:20 и след.). -> Священное Писание (II,В-Г) -> Евангелие от Матфея (I,2).